У меня вопрос - и прежде всего к Главе Чувашии, к Министру образования Чувашии, увы, с высоты данного сайта, поскольку не был услышан со своего блога. А вопрос такой: не лучше ли при изучении чувашского языка в городских (именно: в городских!) школах делать акцент на умение общаться. То есть перенести акцент на изучение разговорной речи. И лишь позже - на возможное углубленное изучение предмета. Не следует отводить сотни бесполезных часов на грамматику. Даже за год, используя современные методики, можно любого лодыря обучить говорить по-чувашски весьма грамотно. Причем это было бы для самого ученика и интереснее, и полезнее. На свеем блоге я об этом писал, но не был услышанным.
Так вот, Михаил Васильевич, проведите опрос среди чиновников-горожан (закончивших, к примеру, школы города Чебоксары), и вы убедитесь в их нулевых знаниях в области языка, в абсолютном неумении общаться на чувашском. А ведь многие чувашские министры-горожане, депутаты всех уровней, большинство чиновников рангом пониже, закончивших городские школы, изучали чувашский язык. А теперь загляните в их школьные аттестаты, там по чувашскому языку и литературе - только «пятерки»!!! Переговорите откровенно, что называется «по душам», и вы убедитесь, что «четверки» и « пятерки» в наших школах ставят только за толерантное отношение к предмету и самому учителю чувашского языка и литературы. Грубо говоря, чтобы «не вякал» и не произносил шовинистические фразы хотя бы в стенах школы…
В конце концов, это миллионы рублей, выкинутые на ветер. Сворованные деньги еще можно вернуть, а эти не вернешь!
P.S. Почему сейчас обострилась ситуация с русскоязычным населением Татарстана в плане их нежелания учить татарский язык? Да потому, что «задолбали» их этой грамматикой, синтаксисом… Как будто в будущем они будут писать официальные бумаги чиновникам на татарском. Пусть Президент Татарстана назовет хоть один пример, когда представитель русскоязычного населения написал бы в его канцелярию письмо (жалобу, предложение) на татарском языке. А преврати уроки татарского, чувашского, башкирского, кавказских языков в плоскость обучения элементарному общению, как тут же вырастит потенциал практической значимости изучения языка. А этому можно обучить даже тупого чиновника за год! А уж за пять лет – даже говорить без акцента на любую тему. Будем откровенны, получается бесполезное выкидывание денег на ветер. Мало этого, как показывает практика, еще и провоцируем проявление бытового национализма, активную национальную нетерпимость русскоязычного населения по отношению к культуре титульной нации. Это ли не абсурд!
С уважением, Станислав Убасси