Недавно в Чебоксарах вышла из печати автобиографическая книжка заслуженного художника Чувашии Валерия Иванова (Северянина) «Мой Север» (Путевые заметки художника)». Она стала интересным событием в культурной жизни Чувашской республики. Издание иллюстрировано цветными репродукциями живописных произведений автора. Предлагаю читателям сайта краткую информацию о В.Северянине и его творчестве, в том числе из книги, и новые записки художника-путешественника. Тимер АКТАШ, журналист. Чебоксары 2009, сентябрь.
ИЗ ДОСЬЕ Валерий Аркадьевич Иванов (Северянин) – доцент кафедры дизайна и компьютерных технологий Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (Чебоксары). Жил и работал во многих местах России. Создал большую серию живописных работ по Тюменской области, Полярному Уралу, Таймыру, Камчатке, Валааму, Кижам, Байкалу, Алтаю, Северному Кавказу и др. Художник побывал в некоторых местах, где в 19-м веке жил и работал выдающийся российский синолог и монголовед, уроженец чувашского края (село Акулево Цивильского уезда Казанской губернии, ныне деревня Типнеры Чебоксарского района Чувашской Республики) Н.Я. Бичурин (1777-1853). В.Северянин планирует создать серию работ об известном земляке. Первая картина уже написана.
О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ «Валерий Иванов - чувашский художник, выдвинувшийся в советском изобразительном искусстве в последнее десятилетие. Родился 1 августа 1951 года в Чебоксарах, в рабочей семье, где и родители, и дети любили прекрасное, занимались прикладными видами искусства, умели рисовать. В школьные годы посещал кружок «Умелые руки» в городском Доме пионеров. В 1978 году окончил Художественно-графический факультет в Чувашском государственном педагогическом институте имени И.Я.Яковлева. Главными своими учителями считает В.Федулова, Р.Федорова, Н.Овчинникова. Со студенческих лет, с 1976 года, В.А.Иванов постоянный участник художественных выставок республики и страны. Работая на творческих дачах Союза художников, стал известен своими натюрмортами. Один из них был представлен в Казани, на зональной выставке «Большая Волга» 1979-1980 годов. В последующем художник сосредоточил свое внимание на пейзажной живописи. Главной темой в творчестве В.А.Иванова стал Советский Север. Вслед за Рокуэллом Кентом (США) и Владимиром Мешковым (Красноярск) Валерий Иванов начал изучать Арктику, восхищенный, как он рассказывает, синевой неба, буйством красок, необыкновенными закатами, всполохами северного сияния, а узнав Север близко, пришел к важным социальным проблемам современности, необходимости экологической охраны этого «края земли», существенно влияющего на жизнь всей планеты. Первозданность природы и человеческая деятельность, необходимая для прогресса, должны быть, по его убеждениям, в полной гармонии. В ином случае у мира будущего нет. А.Григорьев, 1991 г.» (Григорьев Алексей Григорьевич (1933-2000) – кандидат искусствоведения, член Союзов журналистов и художников СССР. Организатор и декан Художественно-графического факультета Чуваш. гос. пед. ин-та (1960-1987), организатор и зав. кафедрой культуры в Чуваш. респ. институте образования (с 1992), член и ответ. секретарь правления Союза художников Чувашии (1967-1999). Засл. деятель искусств Чувашской АССР (1982). – Из Краткой чувашской энциклопедии. Чебоксары: ЧГИГН, ЧКИ, 2001.) ИЗ ЗАПИСОК ХУДОЖНИКА ВАЛЕРИЯ СЕВЕРЯНИНА – 2009
Неудачное путешествие
Конец лета. Как обычно, тянет меня в дорогу. Решил поехать в те места, где работали известные мастера живописи Виктор Попков и Владимир Стожаров. К сожалению, проехав огромное расстояние до Архангельска, я не увидел того, что видели известные мастера. А увидел полуразрушенные дома в деревнях, забитые окна. А если где-то и теплилась жизнь, то там не увидел ни коров, ни овец, ни лошадей, и даже кур. Из Архангельска хотел перебраться в поселок Мезень, что неподалеку от Белого моря. К сожалению, маршруты рейсовых автобусов туда были отменены. Много лет назад, живя на Диксоне, слышал о музее под открытым небом Малые Корелы, это недалеко от Архангельска. Но, узнав, что за гостиницу надо платить две тысячи рублей в сутки, я отказался от этой затеи. Тем более, посмотрев открытки с изображениями той местности, я успокоился и решил ехать назад. Город Архангельск поразил меня тем, что я не увидел праздно шатающихся и опустившихся людей с бутылками пива. На пути встретил только одного полубомжеватого прохожего. Не чета нашему городу. Где возле соседнего ночного магазина пьяные крики, драки, и молодежь мотается с синяками на лице и наколками на теле. Наверное, ночью привидения с ужасом шарахаются от таких пьянчуг в стороны. Не до кризиса Сейчас в средствах массовой информации очень часто говорят о глобальном кризисе, о том какой урон он нанес экономике и т.п.
А вот нам художникам не до кризиса. Мы живем прежней жизнью. Участвуем в художественных выставках, создаем новые произведения, работаем на пленэре, выпускаем альбомы, книги, обучаем студентов. При этом жизнь у нас не стала лучше. А она проходит очень быстро. И поэтому не до праздников, ненужных встреч и пустых разговоров. Унывать некогда Для меня год оказался активным. Выпустил книгу «По России», участвовал в двух крупных выставках (в Москве и республиканской), участвовал в создании художественного музея в Чувашском госуниверситете имени И.Н.Ульянова. Провел две персональные выставки. Одна из которых (вторая по счету) – в Доме правительства Чувашской Республики. Выставка на мое удивление (и некоторых коллег) экспонировалась почти 5 месяцев. Вторая персональная выставка в Чувашском государственном институте гуманитарных наук длится уже более пяти месяцев. Вот некоторые записи, оставленные в книге отзывов на выставке в Доме правительства ЧР: «Картины очень самобытные и красивые. Видно, что написано от души, а не ради регалий». «Мне хотелось бы увидеть Ваши картины как иллюстрации к стихам о природе». «Прекрасные картины. Такой насыщенности колорит». «Очень интересные сюжеты». «Просто супер». Не обошлось и без юмористов. Но мало кто знает, что с помощью шутников я достиг определенных успехов в творчестве. В 2006-м году оказался как бы представителем от художников Чувашской Республики в Китае. Мою работу «У Таймыра» с Российской художественной выставки «Образ Родины» в Вологде выбрали на Международную выставку в Пекин. И тут же последовало предложение для отбора картин на другую Международную выставку-продажу в Китае. О творческих планах Сейчас думаю о создании серии картин «Отец Иакинф». Она о нашем прославленном земляке Н.Я. Бичурине, выдающемся синологе и монголоведе, жившем в Китае в общей сложности около 20 лет. Вот что сказал о нем в те времена его современник барон Шиллинг: «Вся наша Академия Наук за все сто лет не сделала и половины того, что сделали Вы!» Жизнь Н.Бичурина прошла ярко. Читая книгу В.Кривцова «Отец Иакинф», я не переставал удивляться. Настолько негативные стороны той эпохи схожи с нашими явлениями, в современной жизни. Где так обыденны закулисные махинации, интриги, сталкивание лбами, где с честным человеком могут поступить как угодно. Думаю, в ближайшее время зрители увидят мои новые работы на разных выставках. Чебоксары 2009, сентябрь.
|