Игорь Улангин, художник, издатель, директор издательства «FREE POETRY», Чебоксары
-Где и когда вы родились, учились, кто ваши родители?
-Родился в Чебоксарах 27 марта 1962 года, закончил в Чебоксарах художественно-графический факультет. Мой отец – «Заслуженный тренер России» - воспитал большое поколение чувашских легкоатлетов, Николая Пуклакова, победителя Универсиады и участника Олимпийских игр в Мюнхене, других спортсменов, победителей и призеров чемпионатов России; мать – учительница. Я как художник участвовал во многих всероссийских, всесоюзных, зарубежных выставках.
-Сколько альбомов вами выпущено?
-Три года уже я работаю как издатель; издал больше двадцати поэтических книг, пятнадцать альбомов. Сделал книги для фестиваля «Скандинавия-Поволжье», издал роман шведской писательницы Марии Сеннстрем «Советские переживания Катарины», каталог шведской графики. Также издаю книги и альбомы чебоксарских авторов и литературно-графический журнал «Акценты» - весной 2007 года вышел первый номер.
-Ваши книги, в основном, это альбомы, в которых рисунки и стихи, проза и рисунки презентованы на равных…То есть рисунки – не иллюстрация к тексту, они играют не обслуживающую, а самостоятельную, паритетную по значимости функцию.
-Такая грань моего творчества как графика оставалась невостребованной, и мне пришла идея соединять графические работы с поэтическими текстами, делать такого рода книги, где графика и поэзия сосуществуют на равных.
Все книги, которые издаю, проиллюстрированы большим количеством графических работ. Не только моих собственных, но и друзей – художников. Например, Праски Витти сделал цикл иллюстраций к блоку, и я издал две книги с его иллюстрациями, его альбомы;
Выпустил книгу «Воспоминания и размышления» Анатолия Рыбкина, известного петербуржского художника, также проиллюстрированную его графикой; альбом художественных работ Владимира Яковлева с текстами Геннадия Айги.
-Что и кто определяет развитие искусства в Чебоксарах?
-Много направлений и людей, которые определяют развитие искусства в Чебоксарах. Все развивается по своим законам.
Но для меня здесь важнее моя деятельность, некие точки соприкосновения с каждым автором.
Много книг я делаю не на заказ, а по собственной личной инициативе. Тут должен присутствовать какой-то дружеский момент, чтобы это был знакомый, который мог бы закрыть глаза на беспредел, творящийся с его стихами.
Люди любят определенную строгость, чтобы в оформлении книги, иллюстрациях не имелось чего-то, уводящего в сторону от их творчества. Потому автор, соавтор должен быть человеком близким, понимающим графику.
-Вы работали с Геннадием Айги.
-Да, сначала, с 1998 года, я делал книги с Айги, он вдохновил меня на иллюстрации к Пушкину, с этого все началось. Издавал тогда книги еще не я, только иллюстрировал. Но всегда хотел этим заняться, чтобы сделать так, как хочу, досконально.
Потом появились авторы, которые знали Айги и хотели у меня подобным образом издаться.
Я сделал несколько книг. Их авторы - московский поэт Александр Макаров-Кротков, Татьяна Грауз, Татьяна Данильянц, Юрий Милорава, питерский поэт Арсен Мирзаев…Появился круг авторов из Петербурга, вначале это был круг общения Айги, потом к нему присоединились чебоксарские поэты Дмитрий Воробьев, Игорь Алексеев, Света Гордеева.
Проводились международные фестивали поэзии русско-шведско-чувашские, я дважды издал книги шведских поэтов в переводе на русский язык. Познакомился с замечательной писательницей Марией Сеннстрем, которая училась во ВГИКе, хорошо владеет русским языком, она издала книжку в Швеции о своей жизни в Москве, на шведском. Для второго фестиваля поэзии книга была переведена на русский, и я ее издал.
Как издатель, я участвовал в ярмарке интеллектуальной литературы «NON FIKTION» в прошлом году в разделе «Книга художника». Мария приезжала на ярмарку, мы ее книгу там продвигали.
Я вошел в круг этих очень интересных, талантливых людей благодаря Айги, Сначала контакты были связаны со шведом Карлом-Микаэлем Бельманом, которого Айги переводил на чувашский.
Сложились хорошие отношения; потом это все развивалось, дошло до современных поэтов.
С большим обоюдным интересом – и поэтическим, и человеческим – общение происходило, надеюсь, оно продолжится.
-Чем художник Игорь Улангин отличается от других художников?
-Мне трудно говорить о своем творчестве. Чтобы художник состоялся, его работа должна быть интересна ему самому. А чтобы она была интересна ему самому, необходимо время: много нужно понять и пережить.
Если все, как дома на новостройке, похожи друг на друга, то стирается индивидуальность, присущая каждому человеку.
…Довольно интенсивно проходит творческий процесс.
Проблема - в том, что если человек живет только производством, созданием картин, книг, то он осознает, что их нужно реализовывать, чтобы все было в порядке с оплатой счетов. А в Чебоксарах арт-рынок еще не очень развит. Люди, потенциальные покупатели картин, не в курсе того, что происходит, не совсем понимают, что ценно, что не ценно.
…Есть некая невостребованность в коммерческом плане.
-Что необходимо делать для решения проблемы?
-Нужно популяризировать, пропагандировать искусство, рассказывать о наших замечательных художниках, проводить международные выставки, чтобы это все звучало. Когда о художнике высказываются специалисты из-за рубежа, которые его оценили, то и у нас на него начинают обращать внимание.
В Чебоксарах нет ни одной частной галереи. В Голландии частных галерей – пять тысяч, то есть в каждом населенном пункте практически их две-три, в Германии их очень много, других странах Европы.
Пока ситуация - явно не в пользу чувашских художников.
Нужно создавать частные галереи в Чебоксарах, других городах Чувашии, пропагандировать чувашское искусство.
Аренда помещений - дорогая, надо это все осилить. Не знаю, за чей счет. Художники могут решать вопрос и сами, но должны быть льготы, чтобы аренда экспозиционных залов не была слишком дорогой.
В целом процесс развивается. Люди работают, верят в собственные силы, все вполне оптимистично.
В чувашском искусстве есть такие мастера, как Праски Витти, Петр Петров; много талантливой молодежи.
-Самое главное условие для художника?
-Талант, иначе откуда получишь мастерство. Вопрос решается не через школу, а вопреки ей. Школа - она только оттачивает грани бриллианта.
-Что новое поколение чувашских художников хочет сказать миру?
-Если сформулировать словами, что они хотят сказать миру, то и рисовать не нужно. Сказал: «Я хочу того-то и того-то». И все.
Смысл позиции заключается лично для меня в том, что, оказывается, можно сделать много интересного даже в условиях, когда какие-то обстоятельства–против.
Новое поколение чувашских художников создает вещи, интересные для себя и других.
|