Мазуркин Петр Яковлевич, мастер художественной резьбы по дереву, музыкант, художник-оформитель
-Где вы провели свое детство?
-Родился 4 января 1949 года в деревне Токшихи Моргаушского района. Родители – простые колхозники. В детстве не видел ни театров, ни галерей: как и все, играл с деревенскими мальчишками во дворе, помогал старшим по хозяйству, трудился в поле, пас скот. Но в душе все было, в душе творилось все. Пел арии, которые слышал по радио: выхожу в поле пасти стадо, и пою.
Другие сельские ребята, когда пасли скот, развлекались тем, что курили сухие листики. Я отделялся от них, брал палку, вырезал на ней рисунки, из глины лепил фигуры. Мечтал стать композитором, певцом, художником, поэтом: знал, что найду свое место в искусстве.
Вот только насчет занятий музыкой я немного сомневался: думал, на старости лет все равно прогонят меня со сцены.
-Где учились своему искусству?
-Сначала закончил в Москве, заочном университете имени Крупской, курс народных инструментов, баяна, шесть лет учился. Затем закончил отделение живописи этого же университета.
Но краски пока лежат в стороне, потому что хорошо пошла резьба по дереву. Основательно занялся ею.
До увлечения резьбой занимался живописью, причем - не только рисовал, но и вышивал серьезные картины. Например, сделал крупное панно «Сеспель».
-Недавно вышла ваша книга, о которой специалисты говорят как об очень интересной работе, достойной Государственной премии.
-Книгу написал по инициативе моего очень хорошего друга Геннадия Николаевича Иванова–Оркова. Он – исследователь искусства и изучает меня почти с детства. Книга называется «Чувашская резьба по дереву», она вышла в октябре в Чувашском книжном издательстве, большая книга- альбом. Там собраны мои произведения, сведения обо мне, есть раздел «Учебные работы».
Книга открывает большие пути в теории предмета.
Я люблю искать новое, стремлюсь не повторять ничьи методики и темы. У меня – собственная, авторская техника. Соавтор книги, Иванов-Орков, большой специалист, и он много мне подсказал интересного.
Одно дело, когда тебе устно друзья говорят, к таким советам не всегда прислушиваешься, а в книге он все четко формулирует, со стороны видит многое и очень интересные пути открывает.
-Кто вас учил художественной резьбе?
-Никто меня не учил. Смотрел, как дед работал, хотя он не художественной резьбой занимался: он дома строил, столы делал, даже изготавливал детали механизмов, колеса, из дубового дерева.
Отец тоже делал столы неплохо.
-Какие инструменты используете?
-За инструментами я ездил в Москву, Санкт Петербург. Но их не много. Лев Толстой как–то сказал: «Крестьяне одним и тем же топором и дом строят, и ковш вырезают». Очень мало инструментов.
Эскизы специально тоже не готовлю: «рисую» их глазами сразу на дереве.
-С какими породами дерева работаете?
-Сначала использовал мягкие сорта: осину, липу. Они мне нравятся: текстура у них интересная. Только их надо сушить, иначе трескаются. Липу бревенчатую не менее семи лет необходимо сушить.
Сейчас работаю с любыми породами деревьев.
-Где находится ваша мастерская?
-Мастерская у меня - в любом месте: и на улице, и в сарае, где я сплю, телевизор смотрю.
-Вам кто–то заказывает?
-По заказам почти не работаю; бывает, но очень редко. И не продаю. Сделанные вещи держу дома. Если покупатели очень настаивают, сделка может состояться. Случайно подрабатываю. Покупатели - совершенно разные люди. От уборщицы до директора. Готовые комплекты часто держу в выставочной экспозиции бесплатно. Например, в Моргаушском районном музее.
-О чем вещи, которые вы делаете?
-Это и портреты, и просто отдельные тематические композиции.
Сейчас увлекся спортивной темой. Летом 2008 года в Чувашии состоится Чемпионат мира по спортивной ходьбе. Я по этой теме работаю.
Спорт как объект искусства - очень интересен. Я его люблю и просто сам по себе, занимаюсь им. Он стареть не дает. В молодости я активно занимался штангой, лыжами, еще когда в Карагандинской области, в ГПТУ-60 города Сарани, учился на сантехника. После восьми классов туда поступил, а уже потом я поступил заочно в университет.
-Какая у вас семья?
-Семья - небольшая. Есть жена, сын, он тоже хорошо владеет резьбой. У него - своя семья. А моя жена сейчас на пенсии.
-Чем еще вы увлекаетесь?
-В шахматы играю, стихи пишу, собираю песни народные, гусли делаю и сам играю на них.
-Гусли – это чей народный инструмент?
-Есть гусли чувашские: шлемовидные и квадратные; есть гусли русские: они - треугольные, каждый удар по струнам на них может быть аккордным. На чувашских гуслях, как правило, по отдельности струны перебираются, без аккордов, это прекрасное, хотя и тихое звучание. Вот думаю, как бы это звучание усилить, чтобы чувашские гусли стали активнее использоваться современными исполнителями.
-Кто для вас пример в искусстве?
-Эрзя – великий мордовский скульптор, он для меня авторитет.
-Над чем сейчас трудитесь?
-Кроме резьбы я рисую: по-прежнему хочется заниматься графикой, живописью.
Насчет книги есть мечта: как бы мне свои чувашские стихи напечатать. Стихов у меня не очень много, но они есть.
В резьбе главная тема сейчас – спорт, но другие темы оставлять тоже не буду. Резьба утвари - очень хорошая резьба.
Замыслы у меня есть, но открывать их, рассказывать о них - не буду. Просто хочу предупредить любителей народного искусства, чтобы они от меня ждали много интересных работ.
-Как бы вы сами себя определили?
-Петр Мазуркин – я думаю, в душе чистый- чистый такой музыкальный, поэтический классический художник, который активно интересуется и современными темами. Так бы я определил…
Темы Ван-Гога, творческие идеи импрессионизма, даже абстракционизма я хочу использовать в скульптуре.
Все современные европейские творческие стили вполне способны сочетаться с народной резьбой.
|