Карсаков Владимир Федорович, режиссер чувашского кино и телевидения
-Где и когда вы родились?
-Родился 10 сентября 1961 года в деревне Чувашские Ишаки Батыревского района.
-Чем знаменита ваша деревня?
-Может, тем, что там родился Кураков Лев Пантелеймонович, ректор ЧГУ.
-Общались с ним?
-Нет, никогда…
-Кто был для вас примером?
-Отец. Он - человек трудной судьбы, но не сломался, не спился.
У него был очень сильный, невероятно сильный характер.
После войны он летом – плотничал, зимой – валенки валял. Зарабатывал хорошо, у нас в семье никогда не было финансовых проблем.
Он не уважал скользких людей, которых нельзя понять: то ли они говорят правду, то ли - обманывают. У него основным принципом в жизни была честность, и честность была его силой.
…Сегодня практически не осталось честности на самом деле, очень мало ее.
-Почему? Много честных людей.
-Но много и лжи. Начиная с политики. А мы киваем головой, нам так – удобно.
-Вот вы – очень любите играть в шахматы. Где вы видели шахматиста, который объясняет противнику свой план игры? Да, каждый старается перехитрить. Но в любой борьбе есть свои жесткие правила.
Переносить правила политики на бытовую ситуацию – вряд ли верно.
-Политика – это пришлось к слову. Честно говоря, я не интересуюсь ею. Перестал ею интересоваться давно уже. Мне безразлично абсолютно.
-При всем критическом отношении к частностям, надо признать: сегодня в элите государства преобладает разумное начало.
Прежде было много импровизаций, фиктивных обещаний.
-Да, да, так. Блеф часто имел место.
…Искусная и эффективная высокая политика - это хорошо. Но она очень мало касается культуры народов, например, чувашей. Геополитика России почти никак не отражается на национальной культуре. Может быть, и есть культурные проекты, но национальная культура живет своей абсолютно обособленной жизнью.
Сейчас национальная культура начинает искать и находить пути для спасения. Сама.
-Так и должно быть. Нас слишком приучили к тому, что кто-то должен помочь. Не приедут же австралийцы развивать чувашскую культуру. Она - личное дело самих чувашей. Захотят – будут ее развивать. Не захотят – кто может заставить?
Это личный вопрос чувашской нации, больше ничей.
-С этим - совершенно согласен. Не захотят – никто не заставит!
-…Следовательно, какой смысл рассчитывать на помощь? Вопрос культуры – частный. Каждый сам себе чистит зубы. Но даже если каждый не будет чистить зубы, это вряд ли станет вопросом дебатов в Государственной думе.
-Я как раз об этом и сказал: каждый народ сам должен спасать свою национальную культуру. Потому что политика ею не интересуется, и каждая нация должна сама решать свою проблему.
-Дело политиков – обеспечить защиту, социальный мир и нормальную экономику. Что касается культуры, то лишь бы никто не мешал ей развиваться. Это максимум, на который любой народ может рассчитывать.
-Совершенно верно. Это - да, самое лучшее.
Я в Интернете задавал вопрос на сайте www.chuvash.org, который вызывает интерес к чувашской культуре: кто будет для наших детей создавать чувашские мультфильмы? Придет Москва и сделает?
У нас самих в Чувашии столько художников! У нас есть очень хорошие художники! Но раз так, то давайте создавать мультфильмы для детей!
Кто это сделает?
Вот дети – мой сын Атнер и сын Юрия Яковлева Савдей - сделали первый чувашский мультфильм «Улып». Технологически это сегодня очень просто. …Чувашское кино – то же самое. Никто со стороны не будет его создавать. И не надо говорить, что «нужны миллионы, миллиарды», это чушь: никаких миллионов сегодня не нужно, если делаем для своего народа, своего зрителя.
У чувашского кино есть свой зритель. Большой, небольшой, но он есть, я думаю, минимум, тысяч сорок. По сути, это очень большая аудитория, она дает возможность существовать чувашскому кино.
Естественно, нам надо найти темы для фильмов, прежде чем думать о миллионах, технике, экранах, тележках. Найти самые актуальные темы, которые можно было бы разрабатывать. Вопрос - в сценариях. А другие условия у нас есть. Самое главное условие – у нас есть актеры. Хорошие, замечательные актеры.
-Где и как вы учились режиссуре?
-Теорию я изучал в Казани, в институте культуры; учился в Москве, у документалиста, режиссера документальных фильмов Игоря Беляева, на курсах повышения квалификации.
Затем я работал на чувашском телевидении тринадцать лет, режиссером. Снял с Юрием Яковлевым фильм «Народ в серебряном одеянии», потом фильм «Елена», который тоже несколько раз прокручивался на экране. Еще один наш с Юрием Яковлевым фильм был о Президенте Чувашии Николае Федорове. Он победил на конкурсе социально-культурных проектов, проведенным фондом «Чувашия».
После этого мы завершили наш период кинодокументалистики.
Началась эпоха художественных фильмов.
Пять лет уже я каждый год снимаю по одному фильму.
-Расскажите, как вы их сделали?
-Первый фильм был полулюбительский: я собрал эстрадных певцов и мы попробовали сделать прозрачный, легкий сюжет в песенном жанре. Главную роль играл певец Николай Гордеев, героиню играла Надя Кузьмина, артистка драматического театра.
Сценарий сделали совместный: в его создании участвовала Марина Карягина с чувашского телевидения.
Бюджет - минусовый. Все участники - Коля Гордеев, другие - скинулись и на свои деньги сняли фильм.
Следующие фильмы взялся финансировать руководитель фирмы «Аксар» Алексей Васильевич Иванов, он все расходы взял на себя. Сейчас он выпускает все чувашские фильмы, а также кассеты и диски с чувашской эстрадой.
-Каков объем финансирования каждого фильма?
-По-разному бывает. В среднем, по-моему, примерно, в восемьдесят - девяносто тысяч рублей обходится каждый фильм, если учесть суммарно все расходы. …Затем он записывается на DWD и продается.
|