Воскресенье, 22.12.2024, 15:15
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1504
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Восхитительное зрелище - праздник «Акатуй»
Я выросла в чувашской деревне, но о чувашском празднике «Акатуй» знаю только  по рассказам бабушки и родителей.
Мне не привелось увидеть его  в родной деревне. В основном, народ праздновал советские праздники. Но я до сих пор помню, с каким вдохновением рассказывала о нем моя бабушка.
В старину, как рассказывала бабушка, агатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
После манкуна всей деревней начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. Перед выходом на пашню начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ.
Для агатуя заранее варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Празднование агатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжался неделю. В определенный день созывали родственников и соседей. К приходу гостей накрывали богатый стол. Во главу стола ставился алтар (деревянный ковш) с пивом, в середину стола на вышитом полотенце ставили блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.
Каждому из присутствующих подносили кружку пива, раздавали по куску калача с сыром или с маслом. Знающий ритуал празднования старец запевал старинную песню «Алран кайми аки сухи», и все подхватывали  гимн земледельческому труду. «Вслушайся в мудрые слова песни, внучка, в них душа и жизнь народа», - говорила  бабушка.
Она рассказывала, как совершали моление, просили у бога обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, родителям. После моления усаживались за стол. Хозяева обильно угощали, что должно было способствовать обильному урожаю.
Затем каждая группа родственников выходила в озимое поле. С собой брали каравай хлеба, сыр, яйца, колобки, шартан, пиво.  Еду несли торжественно. Пели специальную песню. В поле в честь духов земли отливали несколько капель пива и разбрасывали крошки хлеба. Молодежь гадала, бросала в поле яйца.
После гаданий в поле начинались песни, пляски, хороводы. Возвращались с поля только к вечеру.
В заключение агатуя по улице верхом на лошадях гарцевали юноши. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому девицы привязывали свои вышитые полотенца и пояса. Каждый дом жертвовал на агатуй кусок ткани или платки, рубашки или полотенца. Молодые люди участвовали в скачках.
Соревнования происходили на лугу. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Соседние деревни проводили агатуй в разные время. Поэтому молодежь и взрослые успевали погулять на празднике в своей и соседней деревне. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, выявляли чемпионов. Паттар (богатырь) пользовался всеобщим уважением.
Сейчас агатуй прославляет труд, мастеров земли. В этот день проводятся итоги весенних полевых работ, намечаются планы на будущее. Награждают передовиков производства, организовываются концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по различным видам спорта.
В последнее время проводятся агатуи колхозные и районные.
В этом году в дни празднования Дня Республики  впервые был организован республиканский чувашский праздник «Агатуй», где посчастливилось побывать и мне.
Это было восхитительное зрелище. Основной праздник «Акатуя» проходил в парке имени 500-летия Чебоксар. На празднование первого республиканского агатуя собрались представители чувашских диаспор из многих регионов России.
На освещенных солнцем полянах парка  прошли  состязания местных богатырей по разным видам спорта.
По-особому празднично, с обилием национальных вышивок  и предметов быта, были организованы палатки-шатры районов республики.
Желающие у палаток могли полакомиться национальными блюдами чувашской кухни: «шурпе», «хуплу»,  «шартан».
У шатров некоторых районов можно было попробовать свежеиспеченный вкусный чувашский хлеб, аромат которого знаком нам всем с детства. 
Еще в XVI в. князь Курбский писал, что  чувашский хлеб «сладостнейший, паче драгоценных калачей».
Особенно запомнились прекраснейшие обрядовые и лирические песни о жизни,  труде,  родстве в исполнении чувашских фольклорных групп. Захватывали душу (особенно после надоевшей «попсы») мелодичные задушевные подлинно народные чувашские песни из разных регионов России.
Главным богатством на празднике были музыкальные чувашские инструменты: хут купас, тамра, шахлич, параппан, шакартма и др. Именно в их звучании, на мой взгляд, сохранилась выразительность и самобытность чувашской народной музыки. 
Эту самобытность дополняли красивые  национальные женские и мужские наряды,  украшен
ия.
Вместе с празднично одетыми в национальные костюмы фольклорными группами пел весь собравшийся на празднике народ и водил хороводы.
Особенно  радовались приезжие из других регионов. Для них, живущих далеко за пределами Чувашии, «Акатуй» особенно дорог, здесь они встречаются с земляками, общаются с друзьями и родственниками, знакомятся с достопримечательностями.
«Все дела бросили, чтобы приехать на «Акатуй», радости встречи с земляками, впечатления от праздника хватить нам надолго, чего стоит слушать подлинные песни», - призналась мне на празднике председатель Самарского городского чувашского культурного общества «Пехиль» Людьмила Алексеевна Долгова, приглашая меня в хоровод. 
Праздник украсили выступления певцов чувашской эстрады. Бурными аплодисментами встречал народ своих любимых певцов.
Агатуй удался. Права была моя бабушка, говорившая, что мудрые у чувашей в песнях слова. Мудр и сам народ, сумевший сохранить такой замечательный чувашский  поистине народный, чувашский, зажигающий, волнующий праздник.
Жаль,  на Акатуе мало было молодежи. Хотелось бы приобщить подрастающее поколение  к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа.

Надежда Гаврилова,
г. Чебоксары

 

 

 

 


 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (03.08.2009)
Просмотров: 2740 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1 Timer  
0
C удовольствием прочитал эссе Надежды Гавриловой о Всечувашском празднике "Акатуй"-2009, успешно организованном и проведенном в Чебоксарах в День Республики - 24 июня 2009 г. в парке культуры и отдыха имени 500-летия Чебоксар. Написано живо. Интересно этнографическое описание прежних аналогичных сельских праздников, записанных со слов матери и бабушки. Молодец Надежда. Эссе оцениваю высоко. Тимер Акташ. 03 августа 2009.

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика