Я выросла в чувашской деревне, но о чувашском празднике «Акатуй» знаю только по рассказам бабушки и родителей.
Мне не привелось увидеть его в родной деревне. В основном, народ праздновал советские праздники. Но я до сих пор помню, с каким вдохновением рассказывала о нем моя бабушка.
В старину, как рассказывала бабушка, агатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. После манкуна всей деревней начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. Перед выходом на пашню начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ.
Для агатуя заранее варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Празднование агатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжался неделю. В определенный день созывали родственников и соседей. К приходу гостей накрывали богатый стол. Во главу стола ставился алтар (деревянный ковш) с пивом, в середину стола на вышитом полотенце ставили блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Каждому из присутствующих подносили кружку пива, раздавали по куску калача с сыром или с маслом. Знающий ритуал празднования старец запевал старинную песню «Алран кайми аки сухи», и все подхватывали гимн земледельческому труду. «Вслушайся в мудрые слова песни, внучка, в них душа и жизнь народа», - говорила бабушка. Она рассказывала, как совершали моление, просили у бога обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, родителям. После моления усаживались за стол. Хозяева обильно угощали, что должно было способствовать обильному урожаю. Затем каждая группа родственников выходила в озимое поле. С собой брали каравай хлеба, сыр, яйца, колобки, шартан, пиво. Еду несли торжественно. Пели специальную песню. В поле в честь духов земли отливали несколько капель пива и разбрасывали крошки хлеба. Молодежь гадала, бросала в поле яйца. После гаданий в поле начинались песни, пляски, хороводы. Возвращались с поля только к вечеру. В заключение агатуя по улице верхом на лошадях гарцевали юноши. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому девицы привязывали свои вышитые полотенца и пояса. Каждый дом жертвовал на агатуй кусок ткани или платки, рубашки или полотенца. Молодые люди участвовали в скачках. Соревнования происходили на лугу. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Соседние деревни проводили агатуй в разные время. Поэтому молодежь и взрослые успевали погулять на празднике в своей и соседней деревне. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, выявляли чемпионов. Паттар (богатырь) пользовался всеобщим уважением. Сейчас агатуй прославляет труд, мастеров земли. В этот день проводятся итоги весенних полевых работ, намечаются планы на будущее. Награждают передовиков производства, организовываются концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по различным видам спорта. В последнее время проводятся агатуи колхозные и районные. В этом году в дни празднования Дня Республики впервые был организован республиканский чувашский праздник «Агатуй», где посчастливилось побывать и мне. Это было восхитительное зрелище. Основной праздник «Акатуя» проходил в парке имени 500-летия Чебоксар. На празднование первого республиканского агатуя собрались представители чувашских диаспор из многих регионов России. На освещенных солнцем полянах парка прошли состязания местных богатырей по разным видам спорта.
По-особому празднично, с обилием национальных вышивок и предметов быта, были организованы палатки-шатры районов республики.
Желающие у палаток могли полакомиться национальными блюдами чувашской кухни: «шурпе», «хуплу», «шартан».
У шатров некоторых районов можно было попробовать свежеиспеченный вкусный чувашский хлеб, аромат которого знаком нам всем с детства. Еще в XVI в. князь Курбский писал, что чувашский хлеб «сладостнейший, паче драгоценных калачей». Особенно запомнились прекраснейшие обрядовые и лирические песни о жизни, труде, родстве в исполнении чувашских фольклорных групп. Захватывали душу (особенно после надоевшей «попсы») мелодичные задушевные подлинно народные чувашские песни из разных регионов России. Главным богатством на празднике были музыкальные чувашские инструменты: хут купас, тамра, шахлич, параппан, шакартма и др. Именно в их звучании, на мой взгляд, сохранилась выразительность и самобытность чувашской народной музыки. Эту самобытность дополняли красивые национальные женские и мужские наряды, украшения.
Вместе с празднично одетыми в национальные костюмы фольклорными группами пел весь собравшийся на празднике народ и водил хороводы. Особенно радовались приезжие из других регионов. Для них, живущих далеко за пределами Чувашии, «Акатуй» особенно дорог, здесь они встречаются с земляками, общаются с друзьями и родственниками, знакомятся с достопримечательностями. «Все дела бросили, чтобы приехать на «Акатуй», радости встречи с земляками, впечатления от праздника хватить нам надолго, чего стоит слушать подлинные песни», - призналась мне на празднике председатель Самарского городского чувашского культурного общества «Пехиль» Людьмила Алексеевна Долгова, приглашая меня в хоровод. Праздник украсили выступления певцов чувашской эстрады. Бурными аплодисментами встречал народ своих любимых певцов. Агатуй удался. Права была моя бабушка, говорившая, что мудрые у чувашей в песнях слова. Мудр и сам народ, сумевший сохранить такой замечательный чувашский поистине народный, чувашский, зажигающий, волнующий праздник. Жаль, на Акатуе мало было молодежи. Хотелось бы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа.
Надежда Гаврилова, г. Чебоксары
|