Белов Александр Борисович, журналист
Родился в 1954 году, закончил экономический факультет Чувашского государственного университета, служил в армии. В профессиональной журналистике - с 1978 года. Начинал корреспондентом многотиражной газеты, затем - заведующий отделом промышленности городской газеты Новочебоксарска, позже работал на различных должностях в республиканской печати. Организовал выпуск нескольких независимых изданий. Причем, все из них выдержали испытание временем, имеют устойчивый читательский спрос. Является автором учебного пособия "Журналист, полиграфист, издатель". Имеет многочисленные публикации в центральной прессе, профессиональных журналах "Журналист", "Профессия – журналист". Неоднократно побеждал в номинации «Лучший журналист, освещающий проблемы социально-экономического развития Чувашии в средствах массовой информации Чувашской Республики».Награжден почетной грамотой Госсовета Чувашской Республики, почетной грамотой Министерства печати России, памятным знаком "300 лет российской прессы".Заслуженный работник культуры Чувашской Республики. Автор и ведущий программы «Обзор местности» на «Канале 5 плюс».В его программе всегда поднимаются наиболее актуальные и злободневные темы современного социально-экономического развития Чувашской Республики. В программе всегда присутствуют аналитика, обзоры, комментарии.
-Несколько слов о себе: где, когда родились, учились, трудились, где и над чем работаете сейчас? Что ваши родственники делали до 1917 года?
-О себе в нескольких словах – без проблем, а вот о родственниках в абзац уложиться вряд ли смогу. Родился в январе 1954-го в Саратове. В пятилетнем возрасте мама увезла меня во Владивосток, к месту службы своего второго супруга – летчика морской авиации. Спустя многие годы по семейным обстоятельствам вернулся в Саратов, где и окончил среднюю школу. На дворе был 71-й, шла очередная кампания по борьбе то ли с космополитизмом, то ли с сионизмом, короче, с моей пятой графой в паспорте поступить в саратовские вузы было немыслимо. И я практически наугад выбрал Чебоксары, где жил один-единственный человек, знавший нашу семью. Мне повезло: город оказался на удивление приветливым, добрым и отзывчивым. Здесь учился на экономфаке в ЧГУ, отсюда дважды уходил служить в армию - и солдатом, и офицером, здесь работал и работаю в различных газетах. А последние четыре года еще и сотрудничаю с ТВ. В данный момент телевидение остается единственной точкой приложения сил, но, если произойдет реорганизация регионального приложения «АиФ», то в начале будущего года вернусь в любимое издание. А теперь о родне. Могу только догадываться, чем она занималась до 1917 года. Наверняка, ремесленничала, торговала, пряталась от погромов и т.д. А вот затем было гораздо интереснее. Моего деда по материнской линии в 37-ом дважды исключали из партии, дважды сажали, но оба раза выпускали. Он был уникальным энергетиком, и без него в городе аварии учащались. В НКВД сочли, что в ГУЛАГ можно отправить кого-нибудь другого, а дед пусть работает. В сентябре 41-го, уже в Башкирии, дед получил именную телеграмму от Молотова: «Приказываю обеспечить энергоснабжение нефтяных приисков в течение трех дней, иначе будете расстреляны по законам военного времени». Дед очень гордился этим посланием. Много лет спустя, когда ему отказывали в звании персонального пенсионера союзного значения, он приложил к своему личному делу эту телеграмму. И хотя Молотов был тогда в глубокой опале, она произвела должное впечатление. Большой чиновник ее посмотрел и сказал: «Увы, молодежь не понимает, кто такой Молотов». И поставил свою визу на пенсионном прошении. Умирая, дед больше всего заботился о сохранности своего партбилета и орденов.В отличие от него, мой отец был самым настоящим диссидентом. Даже дипломную работу по творчеству Александра Пушкина он умудрился написать таким образом, что ей заинтересовались… И если на предварительной защите маститые профессора говорили, что это готовая кандидатская диссертация, то после соответствующих выводов едва-едва отцу поставили тройку. И он со своей второй группой инвалидности получил направление на Урал в вечернюю школу рабочей молодежи. Через год он оттуда вернулся в Саратов, чтобы познакомиться с моей мамой. Вспомню еще двух дядей-писателей. Один – Михаил Штительман – до войны был довольно известным детским писателем. Он пропал без вести в окружении под Москвой в 41-ом. Его «Повесть о детстве» я с упоением перечитываю до сих пор. Другой - драматург и киносценарист Аркадий Ставицкий. Его пьесы запрещали ровно 25 лет. Он перебивался случайными заработками, кроме прочего переводил по подстрочнику чувашского писателя Григория Луча. А в годы перестройки - прорвало. Он стал знаменит и популярен, даже в Чебоксарах в Русской драме как-то ставили его «Четыре допроса». Два года назад вместе с Леонидом Зориным и Василием Беловым его наградили премией Всероссийского конкурса драматургов «Долг, честь и достоинство». И все же главный пример для меня – это моя мама. Она по профессии тоже журналист. Вот уж кто никогда не гнулся ни при каких обстоятельствах. Ей идет 74-й, дай ей Бог дожить до 120, она по-прежнему красавица, имеет поклонников, радуется жизни.
-Вы по знаку Зодиака – лошадь. А лошадь обладает очень важным качеством - трудолюбием. С одной стороны, это хорошо. С другой – очень много желающих набросить седло, узду, запрячь, пришпорить и ездить, не слезая. Говорят, лошадь обладает высокой скоростью, и ей сложно тормозить на поворотах. Как решаете такие проблемы? Машете на них хвостом? Или на вас где сядешь, там и слезешь?
-Астрология на мне, наверное, отдыхает. Излишним трудолюбием, мягко говоря, я не страдаю. Обожаю просто лежать на диване, тупо уставившись в потолок. Но в случае острой необходимости действительно могу работать ровно столько, сколько нужно и еще немножко больше. Но это – не трудолюбие, это – азарт, стремление что-то доказать себе и окружающим, победить обстоятельства. Когда я в таком состоянии, меня, и правда, очень легко запрячь. Без шпор и узды буду скакать, буду пахать, не спрашивая про корм. Мама меня как-то упрекнула: «Ты сам готов доплачивать, лишь бы тебе разрешали работать». Но, если я понимаю, что дорога ведет не в ту сторону, могу и сбросить седока. …Правда, лишь для того, чтобы найти нового. Конечно, при таком характере тормозить на поворотах непросто. Но я себя считаю великим соглашателем. Готов идти на компромиссы до последнего. Преображаюсь только на последнем рубеже, когда отступать некуда. Вот тут бьюсь отчаянно. У Евтушенко есть строчки:«Глупо быть смелым, если – это ума незрелость.Глупо быть трусом, если – ты все равно окружен». Очень даже верно сказано.
-Знатоки утверждают, у лошади есть ужасное качество – честность. Ужасное, поскольку на самом деле, наверное, мало кто знает, что такое истина: «Нет правды на земле…»Боретесь ли вы со своим стремлением всегда говорить только правду и, если да, то как, и кто побеждает?
-Согласен с тем, что это качество - просто ужас. Но бороться с ним совершенно бесполезно. Даже если хочу о чем-то умолчать, что-то сгладить. У меня все эмоции либо лезут между строк, либо на лице написаны. А в принципе, правду говорить легче, чем лгать. Как хорошо: не надо ничего придумывать, никто тебя не поймает с поличным.
-Ваше лицо – одно из десятка самых узнаваемых в Чувашии. Слава, известность – это хорошо. Но насколько хорошо?
-Недавно посещал одну контору. Там - огромная очередь, служащие не слишком обращают внимание на посетителей. Через 30 минут бесполезного стояния подумал, что нужно уходить. Но вот меня узнали, подали стул, за 3 минуты решили мой вопрос. Мне было немного стыдно перед другими страждущими, но отказаться от повышенного сервиса не мог. Да, известность приносит определенные дивиденды. Но я вышел из того возраста, когда узнаваемость доставляет большую радость. Ну, что может быть хорошего в том, что нельзя появиться, например, в ресторане, чтобы к тебе не подошел подвыпивший тип с изъявлениями знаков уважения?
-Вы так превосходите всех других журналистов республики по уровню профессионального мастерства, что это даже не обсуждается. Почему же между вами и ними – столь значительная дистанция? Где молодые журналисты, имеющие свое квалифицированное мнение и пусть спорную, но доказательную позицию по действительно важным и принципиальным вопросам? Это вопрос к вам как к преподавателю факультета журналистики ЧГУ. Вы принципиально не хотите их учить своим профессиональным секретам или же они плохо обучаемы, или на то есть еще какие – то причины? Какие?
-Начну с того, что я уже лет десять не имею никакого отношения к факультету журналистики. Для преподавания совершенно нет времени. Пытался возиться с молодыми ребятами, которые самотеком приходили в редакцию. Однако у них нет терпения, они ничего не слышат, стремятся сразу публиковаться. А возможность такая есть. Как говорил Жванецкий, сейчас газет больше, чем новостей. Наличие минимума навыков позволяет устроиться в редакцию, на радио или ТВ. Никакого профессионального отбора, никакого конкурса. Девушка вчера устроилась на работу, а уже сегодня идет освещать заседание правительства. И все же молодая поросль есть. На канале «5 плюс» я с огромным удовольствием сотрудничаю с Олей Петровой, Олей Григорьевой, Сашей Валеевым. (Совсем юных - не называю, чтобы головки не закружились). У ребят есть стержень, они любят профессию в себе больше, чем себя в профессии. Но проблема творческой смены стоит предельно остро. Что делать? Прежде всего, нужно поддерживать способную молодежь. Союзу журналистов не мешает установить для нее специальную премию, другим структурам - учредить какие-то скромные гранты и т.д. Но номенклатурный подход к журналистике все еще порой торжествует. Награды чаще получают преданные, проверенные кадры. Они же идут на повышение, чтобы затем каленым железом выжигать любые попытки самостоятельного мышления. А теперь - об уровне профессионального мастерства. Позволю «мемуар» из своего офицерского прошлого. Я служил замполитом роты в стройбате вместе с такими же офицерами-двухгодичниками. И так сложилось, что все они были блестяще образованны. Один сейчас работает проректором Ульяновского пединститута, другой в Тольятти руководит крупным предприятием, третий – блестящий инженер и музыкант. И вот однажды для задушевной беседы собрал нас инструктор политотдела майор Мурашко. Говорил он на невероятной помеси языков, читал исключительно журнал «Коммунист Вооруженных Сил» и все остальное в том же духе. Мы сели напротив него. Он задумчиво нас оглядел и сказал: «Я хочу дать вам один совет. Будьте с солдатами проще, не заноситесь перед ними. Вы только представьте, какая разница в интеллектуальном развитии между ними и вами. Примерно такая же, как между вами и мной». Я не хочу уподобляться майору Мурашко. Говорить о своем превосходстве перед коллегами – безнравственно, да и неправильно. Любая газета компонуется из разных жанров: репортажи, корреспонденции, новости, пиар-статьи и т.д. И в каждом есть свои профессионалы, у которых поучиться совсем не стыдно. К тому же, в журналистике каждый рабочий день ты начинаешь свою карьеру как бы заново. Читателям и зрителям глубоко безразлично, что ты сделал вчера, уровень твоего мастерства они будут оценивать сегодня.
-Поделитесь опытом, сформулируйте советы для молодых публицистов.
-Главное: не пишите ничего, если душа к теме не лежит. Не мешает еще заранее определить, чего новенького у тебя есть, чтобы поведать миру. Нужно трезво понимать, что за честную статью медаль на шею не повесят. Но вранье обойдется еще дороже: за него читатель заплатит «публицисту» своим пренебрежением. Это очень страшно – писать в пустоту.
-Слова «журналист», "рекламный менеджер", "пиарщик", "очернитель действительности" - синонимы или же между ними есть разница?
-Между словами разница, конечно, есть. Но журналист порой выступает един во всех этих лицах. Лишь бы он оставался профессионалом в каждом качестве. Даже действительность очернять нужно умеючи. А то некоторая чернуха ничего, кроме скуки, не вызывает.
-У вас есть редкое умение: вы очень четко формулируете задачи. Спрашивали ли вы себя, почему вы до сих пор не депутат Госсовета, Госдумы, Кнессета, Конгресса? И каков был ответ?
-Люблю прямые вопросы без подтекста. Если вы о самостоятельной политической карьере, то здесь я давно определился. Мне делали предложения баллотироваться в депутаты, но я никогда их всерьез не рассматривал. Ну, не вижу я себя в президиуме, на заседаниях. По студенческой привычке засыпаю на 20-ой минуте какого-нибудь нудного выступления.А если вы спрашиваете о том, почему я никуда не уехал, то и здесь все прозрачно. Опять же по данному поводу есть известный и лаконичный афоризм: «Не дождетесь!».
-Ребенка вы воспитали. Дерево посадили и вырастили. Книгу написали и напечатали. Какие задачи теперь перед собой ставите? Повторить? Или есть новые цели?
-Цель есть – это новый «АиФ-Чувашия». Проект очень интересный, его разрабатывает один из лучших газетных менеджеров России Дмитрий Сандлер. Менее двух лет назад он пришел в «АиФ-Нижний Новгород», когда это издание выходило на 12 страницах. Сейчас приложение выходит на 32 полосах, и то места для всего не хватает. Приходится нижегородцам делать сменные страницы для районов области. А Дмитрий готов претворить часть идей и в нашей республике.Наш проект вызвал интерес в Минкультуры республики, которое помогает в решении оргвопросов. Но для старта нового издания с привычным названием «АиФ-Чувашия» еще необходимо преодолеть некоторые, мягко говоря, трудности.
-Кто вы по своему менталитету? Правый? Левый? Нападающий? Полузащитник? Голкипер? Прокурор? Адвокат? Дзюдоист?
-Голкипер, скорее всего. Я и в детстве во дворе чаще всего стоял на воротах. Ребята мне доверяли, потому что я никогда не боялся падать на асфальт, не щадя локтей и коленок. У вратаря изначально шансов меньше, особенно при пробитии пенальти. Однако тем интереснее. И в журналистике часто такое бывает: все против тебя, но ты должен отстоять последний рубеж.
-Какие газеты, журналы и в какой последовательности вы выписываете и читаете? Какие сайты чаще смотрите?
-В первую очередь смотрю портал cap.ru. После него большинство местных газет можно не читать. Но просматривать прессу, конечно, приходится. Перечислять не стану, ведь мы все-таки остаемся конкурентами. Но сердцем чувствую, что Интернет скоро серьезно потеснит газеты. У паутины совсем иные возможности. Говорю даже не про распространение или доступность. Возьмем хотя бы это интервью. Его объем ни одна газета не потянет.
-Вы рассказали по телевизору больше анекдотов, чем их известно в природе. Где их находите? Как считаете, кто и где их вообще придумывает?
-Поступив в ЧГУ, я пришел в общежитие, где встретил патлатого парня, играющего на гитаре. Он меня спросил: "Сколько ты знаешь анекдотов?" "Не менее 200", – гордо ответил я. - Ерунда, - отозвался собеседник, - каждый уважающий себя студент должен знать не менее 400 анекдотов. Прошло пять лет. Я пришел в редакцию тогдашнего «Молодого коммуниста». В кабинете сидел тот же патлатый парень, также играющий на гитаре. - И сколько ты теперь знаешь анекдотов? – спросил он.- Я знаю не менее 400 анекдотов, - гордо ответил я.- Ерунда, - отозвался собеседник, - каждый уважающий себя журналист должен знать не менее 600 анекдотов. Могу привести и более точную статистику. В эфир вышли 125 передач программы «Обзор местности». Ровно столько же было рассказано и анекдотов. Резерв, как видите, есть.
-Что такое, по – вашему, анекдот? Пьеса? Рассказ? Пи-ар-инструмент? Орудие пролетариата? Средство массовой коммуникации? Какой анекдот могли бы рассказать о самом себе?
-Из-за Интернета гибнут не только газеты, но и анекдоты. Они рождены, чтобы переходить из уст в уста, а не тиражироваться в прессе, тем более, в «паутине». Спасает, как ни странно, огромный поток пошлятины и глупости, который накрывает толстым слоем грязи настоящие жемчужины. Нужно не лениться, искать, и какой-нибудь шедевр обязательно иногда найдется. Недавно нашел и нечто о себе. Правда, не очень веселое. Вот, пожалуйста. Глубокая осень, деревья в лесу стоят совершенно голые, но по промерзшему стволу одного из них наверх упорно ползет гусеница. На голую ветку рядом с ней садится птичка, которая ей говорит: -Глупая, куда ты лезешь, там наверху уже нет ни листика, ни ягодки. - Ничего, - отвечает гусеница, - пока я доползу, там созреют новые плоды.
интервью 12 декабря 2005 года
|