Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного
художественного музея.
-Расскажите о себе.
-Родился в Чебоксарах 9 июля 1955
года.
Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского
района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический
факультет Горьковского государственного университета.
Служил в ПВО, подготовку проходил
в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом
меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.
Так судьба сложилась, что в 1990
году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом
выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.
Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в
университете на историко-географическом факультете.
-Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом
своем увлечении.
-Я не художник, а любитель. Но интерес
к изобразительному искусству у меня давний.
Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007
года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом
проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо». Первая локализация была
на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером,
размером 4,5 х 3,15 метра. Вторая локация
прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и
баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской
мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался
миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации
древнего мифа на современный лад.
-Вы занимаетесь оценкой
художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но
все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую,
третью..?
-В интернете, на сайте Союза
художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется
десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь
категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.
В перечень вошли семь художников из Чувашии:
Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич
Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они
все художники престижного третьего уровня.
В число лучших чувашских мастеров,
на мой взгляд, входят также Алексей
Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович
Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий
Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить
искусство Чувашии на любой экспозиции.
Следующий «этаж» составляют
авторы постоянной экспозиции Чувашского
государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга
четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин,
Августа Спиридонова, Акцыновы,
Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов,
Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый
художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника
– Сергей Вольфович Заграевский. В
справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется
категория художественной работы и самого художника.
-А как формируется постоянная
экспозиция музея?
-Она формируется исходя из общей выставочной
концепции: в экспозиции должны присутствовать работы
художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего,
основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество
живописи, мастерство художника.
Мы попытались уйти от регалий,
титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть
художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у
него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из
самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее,
его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни
одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть
аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет»,
«Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный
интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она
экспонировалась в ЧГХМ. Всего
мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича
Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.
Двадцатый век закрыт, и едва ли
кто туда прорвется. Но двадцать первый
век – открыт для всех художников.
-Кто из молодых художников вам
наиболее интересен.
– Фомиряков – лучший.
Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще
ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и
так далее.
У Рафаэля есть знаменитая картина
«Афинская школа»: Платон показывает
пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает
вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль
помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы
сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в
философии, мировоззрении. Затем можно
говорить о подробностях - стиле, форме.
Люди обычно гонятся за стилем. А
это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А
представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные
художники, которые просто компилируют, повторяют.
Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый,
кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..
Взять Малевича или Кандинского.
Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными
выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно
разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве –
энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором
нет эмоционального видения.
Сначала художник должен
определить свое мировоззрение, то, что
он хочет сказать человечеству, а потом
уже искать форму и стиль для своего искусства.
Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме
Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим. Я
занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент
развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это
научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и
нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено
мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск
новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я
нахожу!»
В чувашском искусстве есть
сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они –
консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском
искусстве уже было, используют найденные формы,
обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии,
мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный
пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое
характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный,
ясно; «футуре, фьютче» - будущее.
Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но
нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и
компиляции.
...Я в этом плане - пессимист.
-Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?
-У нас есть философская школа, есть
книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший
философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком
с его творчеством?
Нужно активизировать выставочную
деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.
Есть несколько институций в
республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный
музей, но наш музей пока еще не может
принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский
Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.
Есть определенные служебные требования
для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если
критерии обеспечиваются, то лучшие музеи
могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких
выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что
происходят важные художественные события.
Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели
в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.
Основной процесс интенсификации
художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении
процесса: имидже, позиционировании
города и республики на художественном уровне.
Это моя точка зрения как
специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы
претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое
искусство.
Допустим, вы делаете копию работы
Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может
остановиться, оно - отражения жизни,
развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними.
Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый
рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо,
можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он
авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку,
делает ее более стильной, доступной для
человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а
женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие,
вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и
мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень
художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.
-Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?
-Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там
не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв
в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв
в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное
– простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было. Скажу банальную вещь: талант –
всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.
-От чего зависит цена
произведения?
-Факторы цены - очень интересный
вопрос.
Маленький пример приведу: человек
нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На
медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату.
Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал
Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.
Потом нумизмат уточнил: пятак,
оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла
Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.
Пятак снова чуть подпрыгнул в
цене.
И так далее.
Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет
особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.
Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая,
историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во
внимание.
В Чебоксарах
была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом,
удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей.
Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.
Среди претендентов были
представлены художники, в том числе - работающие в декоративно –
прикладном искусстве, скульптуре…
Был произведен отбор работ для закупки.
Сначала мы хотели обойтись решением
своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом
испугались и решили пригласить экспертов
со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали
себе приговор: боимся принимать решение.
Не доверяем своему мнению.
Экспертам оплатили проезд,
проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.
...Но был еще момент, объясняющий, почему
мы тогда так поступили.
В ситуации, когда из десяти
выбирается один, у девяти аутсайдеров
возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в
Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.
Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на
закупку картин художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.
Понятно, сразу началась грызня.
Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые
люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.
Я тоже участвовал в работе
комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол,
то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И
из этого нужно выбирать? Ужас!»
Нечего было выбирать. -Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?
-В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым
академиком, мы сошлись на том, что
пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые –
восьмидесятые годы ХХ века. Была волна,
а сейчас она идет на спад.
Тогда проводилась политика по
подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию
художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.
…А на том конкурсе закупили вещь:
рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.
Красиво плавала. ФОТОАЛЬБОМ Г.ИСАЕВА "ЗЕМЛЯ-НЕБО"
САЙТ "АРТ-ПЕРЕХОД"
|