«Бизнес строится на универсальных законах»
КУСТАРИН Игорь Владимирович, президент Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики.
-Расскажите о себе, своей семье: где провели детство, учились?
-Родился 5 марта 1956 года в Ижевске. В трехлетнем возрасте родители перевезли в Канаш, где провел детство и юность; мама работала фармацевтом, отец - инженер-конструктором Канашского завода электропогрузчиков, он стоял у истоков предприятия и до пенсии трудился на нем. Я окончил среднюю школу № 2 Канаша. В школе учился хорошо: до восьмого класса – отличник, потом появились четверочки, две или три четверки по итогам десятого класса. В классе был одним из лидеров по разным направлениям деятельности, начиная с игры в футбол, хоккей и любые другие игровые виды спорта; был капитаном команды КВН школы. Юмор очень люблю.
-Юмор и лидерские качества как–то связаны?
-По моему, без юмора лидеру вообще нельзя. Чувство юмора, есть оно или нет, как раз и подтверждает, лидер вы или нет.
-Но есть же боссы, не обладающие чувством юмора.
-Может, они есть, но я не знаю таких, кто был бы лидером и не понимал юмора. Это или очень авторитарный человек, к которому права лидерства перешли по наследству – шейх, султан.., или же лидер по должности, а не по сути, внутреннему менталитету, убеждению. Если ты – признанный, не формальный лидер, то тут без чувства юмора не получится. А какое чувство юмора у меня самого – не мне судить.
-Почему юмор так важен в личностной характеристике?
-Юмор – как минимум, это свидетельство ума, широты кругозора, образованности, начитанности, быстроты реакции на реплики окружающих, на изменяющуюся ситуацию. Юмор – это хорошая память: не помня шутки и анекдоты, не каламбуря, трудно претендовать на понимание.
-Немало людей с хорошим чувством юмора, но не являющихся лидерами.
-Юмор – необходимое, но не достаточное условие. Для лидерства нужна удача; необходимо вовремя родиться, быть востребованным в новой ситуации. Должно быть стечение очень многих обстоятельств, которые нельзя даже спрогнозировать. Можно повысить свою привлекательность, с точки зрения конкурентоспособности, востребованности, но нет никаких гарантий лидерства в этой жизни.
-Как бы вы охарактеризовали новую социальную ситуацию в российском обществе?
-Иногда люди старшего поколения говорят: раньше было хорошо, потому что было предопределенное будущее, имелись социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Но в мире ничего нельзя гарантировать, нельзя быть абсолютно уверенным в завтрашнем дне. Ситуация в мире – изменчива, необходимо постоянно следовать за меняющимися обстоятельствами, самообучаться, бороться, конкурировать.
-«Постоянны только перемены»?
-Да. Потому необходимо настроить внутреннее понимание на то, что постоянная изменчивость ситуации - и есть стабильная среда существования. Уверенность в завтрашнем дне, абсолютно гарантирующая какие-то вещи, ведет к деградации личности, расслабляет ее. Резюмирую: если человек внутри себя устанавливает мысль, что изменчивый мир - это и есть стабильность, то ему становится внутренне комфортно. Необходимость бороться, успевать – не раздражает. А это и есть условие нормального положения в обществе, обеспечивающее внутреннюю гармонию с окружающей средой. По крайней мере, я постарался для себя это уразуметь. Хотя когда человеку трудно, и он обращается к кому-нибудь с просьбой помочь, а ему говорят: «Да ты че, старик, это же нормально, борись!», он может подумать: «Вот, зараза, я к тебе обратился за помощью, а ты мне втираешь». Но потом, когда ты действительно сам переборол трудности, начинаешь задним ходом мысли понимать: «А ведь он был прав! А то я бы в тепле, сытости расслабился и ничего не добился». Умные мысли рождаются в голоде и слегка в прохладе.
-Ваши слова – вариация притчи про двух лягушек, упавших в кувшин с молоком: одна отказалась от борьбы и упала на дно, а другая продолжала месить молоко лапками, сбила масло и выбралась из кувшина. Может, дело в том, что юмор и понимание превратности вещей делают человека более стрессоустойчивым?
-В том числе – делают стрессоустойчивым, учат философски относиться к жизни, налаживают гармонию в отношениях с другими людьми. Юмор помогает расслабиться и по принципу счетчика переключать мышление на позитивные мысли, развивает подвижность ума.
-Вы помните свои первые трудные ситуации?
-Они появились еще в детском саду. Я никогда не спал во время тихого часа. Если не спишь, значит, мешаешь кому-то, будишь активность «коллег» по детскому саду, кидаешься подушками, хохочешь – и надо встать в угол. В школе – то же самое: учителя - все разные, у кого-то с чувством юмора - нормально, а у кого–то нет: «Выйди вон!», «встань в угол!», «пригласи родителей!», «вот тебе запись в дневник!». В десятом классе, будучи капитаном команды КВН школы, капитаном команды по хоккею сборной, руководителем вокально-инструментального ансамбля, капитаном команды по футболу, редактором стенной газеты, я умудрился схлопотать двойку за четверть по поведению. Сорвал пару уроков шуткой, и классная руководительница отреагировала.
-Она оказалась не самой классной в педагогике?
-Система образования страдает издержками, ориентирована на середняков. Есть хорошисты и отличники примерные – это одна категория. А есть хорошисты и отличники задиристо-занозистые, лидеры, они – бельмо на глазу. За пятнадцать минут такой отличник все понял по теме урока, а что ему делать остальные полчаса? Мало учителей, которые находят общий язык с активными детьми, загружают их, мотивируют, вовлекают в интересную работу. А когда активному человеку нечего делать, он начинает стрелять из рогатки, плеваться из трубки, записки писать…Вот, пожалуйста, повод для конфликта.
-У вас предубеждение к преподавателям?
-Напротив, я с очень большим уважением отношусь к очень многим своим воспитателям детского сада, преподавателям школы, вуза. Может, и не преподавателями их надо называть, а коллегами, партнерами, наставниками, людьми опытными, умудренными. До сих пор с благодарностью вспоминаю школьного директора. Вот ситуация: девятый класс, я – руководитель школьного ансамбля. Аппаратуры никакой не было, тогда же все по лимитам покупалось. Подхожу к директору школы и говорю: «Вот так и так, не могли бы вы написать письмо к шефам, директору завода? У нас есть ансамбль, а у них - аппаратура». Он написал письмо. Мы сходили, получили аппаратуру, съездили в Казань, выписали счет на другую аппаратуру. Директор сам пошел к шефам с завода, убедил их проплатить, и к десятому классу у нашего вокально–инструментального ансамбля была одна из лучших аппаратур в городе. Затем нам стало тесно в школе, мы стали одним из ведущих ансамблей Канаша: играли на танцах, ездили с концертами по деревням. Во время одного гастрольного концерта в зал зашел директор школы… А вопрос был в чем? В том, что мы сами, без разрешения, взяли аппаратуру, сами наняли автобус и поехали. Любой другой директор школы просто бы накричал. «Как вы посмели!» и так далее. А он понял: группа инициативных учеников проявила инициативу, самостоятельность, где–то договорилась и наняла автобус, погрузила аппаратуру, поехала концертировать, играть. Директор приехал в Шихазаны, это восемь километров от Канаша, увидел, что все нормально, а на следующий день пригласил к себе и сказал: «Если подобного рода идеи возникнут, ставьте в известность». По-отечески, по-доброму. А когда мы заканчивали школу, он сказал: «Еще бы парочку-троечку таких ребят как вы, мы бы школу подняли на очень хороший уровень». Таких понимающих учителей было много.
-Чей юмор вам кажется близким к эталонному?
-Когда мы жили в Советском Союзе, и о многом не разрешалось говорить в СМИ, выбор юмористов, о которых слышали, был ограничен. И даже проблески осторожного юмора, которые попадали на телеэкран, вызывали восхищение. Поднимите эти же записи сегодня – вы убедитесь, что там юмора было не так много, а была смелость озвучивать некоторые вещи, и это воспринималось совершенно вдохновенно.
-А «Золотой теленок»? Разве там мало юмора?
-Я начал отвечать на вопрос немного издалека, но мысль моя сводится к тому, что отношение к одним и тем же темам меняется в зависимости от обстоятельств, в которых они были озвучены. Ильф и Петров – очень талантливые люди, понятно, и некоторые их вещи до сих пор актуальны, многие их фразы стали афоризмами. Но таких юмористов – немного. Я люблю интеллектуальный юмор, а не просто моторный, как это иногда бывает. Задорнов не зря критикует американцев, у которых весь юмор – типа, кто-то упал или тортом в голову кому–то попал.
-В каком ансамбле и где вы играли после школы?
-В 1973 году, закончив школу, поступил на механико-математический факультет Казанского государственного университета. На отделение «прикладная математика и кибернетика». Точная наука требует знаний конкретики. Я пять лет учился математике и играл в факультетском ансамбле.
-Писали свои песни?
-Своих песен - нет. Больше мне нравилось делать аранжировки. Пристрастие в тот момент – ВИАстиль. Параллельно слушал в разных записях «Биттлз», «Роллинг Стоунз», у меня был доступ к классике мирового рока – «Дип Перпл», «Юрай Хип», «Лед Зеппелин». К окончанию университета увлекся джазом и джаз-роком. Вот такая эволюция музыкальных пристрастий.
- Математики всегда пытались построить модели мира. Лобачевский, Риман – их геометрия построена на учете огромных космических, вселенских пространств. Еще у математиков есть очень интересный знак бесконечности: повернутая на 90 градусов «восьмерка». По-вашему, как можно вообразить бесконечность?
-Есть люди с разным внутренним устройством: кто–то пытается представить бесконечность на ассоциативном уровне. А кто-то просто верит в нее как в математическую формулу и не погружается в медитацию. Я – человек математический и ассоциативный одновременно. Пытаюсь вжиться, представить, вообразить пустоту, бесконечность, абсолютный нуль, еще что-то…
-В штатовских киностудиях вышло несколько кассовых фильмов, например, «Матрица», с версией: весь мир – вязанка компьютерных игровых программ. Причем, эти программы могут строиться по принципу матрешки – одна в другой. Популярный фантастический сюжет: игрушка типа «тамагочи» развивается и создает свое «тамагочи»… Как вам, математику, такие сюжеты?
-Думаю, мир – не компьютерная программа, хотя версия – интересная. Я в юности серьезно увлекался фантастикой, очень люблю ее. Сейчас, к сожалению, мало времени на это, но тогда перечитал, кажется, почти все стоящее: Жюль Верн, Айзек Азимов, братья Стругацкие, Рей Бредбери… Фантастика побуждает думать о мире не как об одном пространстве, а широко смотреть на все вещи.
-А какую модель пространства вы могли бы предложить?
-Допустим, стул: он состоит из молекул, атомов, пожалуйста – вот вам модель Вселенной! Группы молекул – это галактики. Кто знает, может, мы являемся частью подобной Вселенной, а кто-то сверху смотрит и размышляет? Почему бы и нет? Я вот взял и представил: Солнце – ядро атома; планеты–электроны, протоны, нейтроны, вращающиеся вокруг. Солнце принадлежит Галактике, Галактика – скоплению звезд, а все вместе – Вселенная. А может быть, это – только ножка стула.
-Интересная версия в стиле КВН…
-Не версия, просто размышление по поводу вопроса.
-Вариант шутки, в которой может быть доля истины?
-Ну, да. Почему бы и нет…
-Литературные произведения фантастов всегда считались бестселлерами. Фантасты находились на передовой в футурологии, социальной и технологической прогностике, философии. Сейчас больше читаются детективы, а фантастики что-то не видно. Как это объясните?
-А нет ли проблемы с деградацией образования, воспитания? Перестройка началась в 1985 году, ее дети уже подросли, прошло двадцать с лишним лет. Они – потенциальные читатели. За это время произошел развал системы. Вы задумывались над тем, что мы живем в революцию? Все признаки по Марксу налицо: произошло изменение общественно экономической формации, общественно-экономического строя. Был социализм, стал капитализм. Передел собственности, смена государственного устройства…- это же революция! Только она не такая, как в 1917 году, сопровождавшаяся гражданской войной. Дети перестройки выросли в ходе революции. За это время развалилась система образования, воспитания. Старшее поколение, не нашедшее себя – это их бабушки, дедушки, родители. Они, даже если бы и хотели дать некоторые вещи детям, не могли им дать, по ряду причин: из-за отсутствия средств, развала Союза, деградации рубля. И вот дети выросли. Они будут читать серьезные вопросы, связанные с научной фантастикой? Первый вопрос. А второй: за это время мир настолько изменился, что сам стал частью научной фантастики тридцатилетней давности. С 1989 года по 1993 год, буквально за четыре – пять лет, коль уж вы задали вопрос о том, не является ли мир компьютерной программой, от огромных ЭВМ серий ЕС и СМ мы пришли к компактным персональным компьютерам PENTIUM. За четыре–пять лет! Какой фантаст успеет за такими темпами? А вообще фантастика есть, тот же фильм «Матрица» - фантастическое произведение. Но она - уже не в книге, а в телевизоре. Ее с удовольствием принимают, только не читают, а смотрят. Мир очень быстро меняется. Ускорение научно-технического прогресса ведет к тому, что роботы и полеты в космос становятся обыденностью. Возможно, исчерпала себя эта тематика, новое поколение интересуется научной фантастикой с компьютерными, виртуальными мирами. Раз фильмы снимают, значит, есть и литература. Любой блокбастер – фантастика. Любой! Интерес фантастов становится сложнее, уходит в иную плоскость: в изменение человеческих отношений, психологию; тогда как в семидесятые годы XX века описание другой цивилизации, даже другой страны уже само по себе было интересно и размышлительно.
-Сложно принять мысль о том, что мир деградирует. Не похоже.
-Я сказал иначе: «произошла деградация образования», воспитательных процессов, ценностей. А не «мир деградировал». Хорошо, что задали вопрос: это вопрос о понятиях…То, что произошла деградация образования – факт, а не дискуссионная вещь.
-Перейдем к теме, которой вы вплотную занимаетесь десять лет – организация бизнеса, выстраивание новой системы координат в деловом пространстве Чувашской Республики. Какой закон в бизнесе самый важный?
-Закон равновесия, симметрии: «как аукнется, так и откликнется». Мы все хотим вести дело так, чтобы наши партнеры были порядочные, держали слово. Но, прежде всего, будь сам таким! Посмотри на себя со стороны этого партнера: а ты – такой? Не стараешься иногда слегка слукавить в деловых отношениях?
-Есть какая – то особенность у российского бизнеса?
-Бизнес строится на универсальных законах. Они – объективные, не зависящие от сознания и личности каждого, характерны для любого человека: американца, француза, россиянина…Я - не глобалист, но убежден: есть некие общие законы человеческого, общественного развития. Есть важный принцип: «проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран, они - не хуже и не лучше нас: они - просто другие!» У нас было некоторое излишнее почитание Запада: принимали представителей других стран и национальностей лучше, чем своих коллег, а это неправильно. Мир меняется. Сравните: двадцать лет назад приезжает американец – все начинают суетиться, готовить ему все, показывать, стараются кормить его лучше, чем своих, селить в лучших отелях. А сейчас: что свои приехали, что - чужие. Одинаковый сервис для всех, одинаковые отношения, никакого чинопочитания. Это тоже изменение ментальности.
-А имеются какие – то специфические черты, которые бы отличали чувашский бизнес?
-Зажатость, закрытость, боязнь, что информация о фирме станет достоянием другого. Есть некоторая закрытость, боязнь привлекать новых партнеров, что порой сильно ограничивает возможности. То, что я перечислил, это - не недостатки, а издержки роста, взросления, они нормальны. Сказываются годы жизни в тоталитарном государстве, некоторая удаленность от центра, закрытость в плане развития внутреннего бизнеса – ведь у нас, в Чувашии, в основном, были привезенные либо построенные недавно предприятия, как тракторный завод, например.
-Ситуация будет меняться?
-Конечно, а куда деваться? Если не изменится, то и перспективы не будет. Бизнес просто обязан меняться. А вы что, не видите среди чувашских бизнесменов активных, предприимчивых, достигших признания людей? Да их много!
-Фамилии можете назвать?
-Не хотелось бы: всех не назовешь, значит, кого-то обидишь.
-Возможно ли открытие новых законов в науке бизнеса?
-Конечно. Надо глубже изучать законы развития и бизнеса, и жизни в целом, следовать им, быть более коммуникабельными. В принципе, в науке бизнеса все давно открыто, но существенно меняются акценты, формы, методы. Например, психология меняется или нет?
-Человеческая? Вряд ли.
-А как наука?
-Вероятно, да: увеличивается объем исследований, появляются новые технологии в коммуникациях.
-А бизнесмен в своей деятельности использует психологию. Значит, меняются акценты, правила, условия бизнеса.
-В менеджменте есть люди, которые следуют правилам, а есть люди, которые их придумывают и устанавливают.
-«Выдуманные» правила забываются вместе с этими людьми или с группой людей, которые их придумали. А если это верные вещи, то люди не придумали их, а просто хорошо описали, сформулировали. Сформулировать объективные устойчивые взаимозависимости – очень важно. Ньютон же не придумал закон всемирного тяготения, он его открыл и описал. Точно так же - и в общественных науках, бизнесе.
-Россия будет медленно повторять процессы, которые произошли на Западе в течение сотен лет?
-Россия уже не «медленно повторяет процессы». Зарождение капитализма длилось в других странах десятилетиями, столетиями, а мы переживаем этот путь годы и месяцы. За пятнадцать лет российской истории произошло столько процессов, которые другие страны проходили десятилетия. Законы математики меняются? Наверное, нет. А законы экономики должны меняться? И почему так вопрос звучит - «а будем ли мы повторять…?» Или у нас какой – то свой путь? Тогда надо говорить о своем пути в математике, физике, химии. Экономика – наука. Наука управления, менеджмента. Наука об управлении - тоже развивается, обогащается.
-Если законы экономики - универсальны, и ни у одной страны нет своего пути, для чего нужны различия в культурах, языках, границы? Это же логика глобалистов.
-При чем тут глобалисты? …Если у работника зарплата растет быстрее, чем производительность труда, он разорится, это закон для любой страны.
-Какая модель предпринимательства оптимальна для России?
-Слишком дискуссионный вопрос, с точки зрения самого вопроса. Можно рассуждать очень долго, если не определиться в понятийном аппарате. Модель бизнеса…Вот есть лидер – авторитарный, есть лидер – демократ, который вовлекает, мотивирует коллектив быть своими единомышленниками. От того, каковы его личностные качества, знания, темперамент, энергетика, лидер выбирает манеру поведения в фирме. Это и есть «разные модели бизнеса». Есть лидер - явно доминантный, с сильной энергетикой, он, как правило, авторитарен. Но когда маленькое предприятие перерастает в среднее, обязательно наступит момент, когда лидер будет вынужден открыть свой бизнес, привлечь инвестиции, новых партнеров, коллег; применять такие инструменты бизнеса, как делегирование полномочий, распределение обязанностей. Иначе он останется в рамках своего маленького бизнеса либо будет постоянно переходить от одного вида деятельности к другому, но опять же - в рамках своего маленького семейного предприятия. Это тоже закон бизнеса. Соединение личностных качеств, рынка, сотрудников каждый раз дает индивидуальный результат. Но разделения на «российскую» и «не российскую» модели бизнеса я не вижу.
-Опыт семидесяти лет социализма как-то скажется на специфике предпринимательства в стране?
-Он сказывается постоянно. В устоявшихся привычках, штампах, консервативности чиновников, бизнесменов, особенностях окружающей среды. Приведу пример: у нас до сих пор предприниматель – «супостат». «Нехороший человек». «Вор, хапуга». Кругом все бедно живут, а этот себе дом построил, крыша – не из металла, а из черепицы. Каков! И берем какой – нибудь Тайланд. У них – очень почтительное отношение к человеку зажиточному: значит, у него - такая карма. Значит, он талантлив, много трудится, ему бог помогает. Такого зажиточного надо уважать, потому что он – сильный, сам себя прокормит и слабого вытащит. У нас зависть - на первом месте. Пережитки уравнительного отношения из прошлого. Хотя так было не всегда. Зарождение купечества взять. Купцы были меценатами, строили церкви, земские школы, нормально взаимодействовали с властью, помогали бедным. Это же было! Потом другие процессы пошли, и несколько поколений жили в другой общественной формации. Cейчас подрастает новое поколение, дети новых капиталистов. А вот когда появятся и внуки, капиталисты начнут заботиться уже не только о себе, но и об окружающей среде. Модное словосочетание есть - «социальная ответственность бизнеса». За этими словами – глубокое понятие. Первый аспект темы: уровень понимания социальной ответственности бизнеса. «Я плачу налоги», говорит один предприниматель, - «обеспечиваю рабочие места, заработную плату и охрану труда. Все, достаточно». Да, на каком–то этапе этого достаточно. Но дальше? Твой ребенок живет в аквариуме? Или во внешней среде, где есть разного рода люди, не всегда обеспеченные, с другим воспитанием? А раз так, то, значит, важен второй уровень понимания – осознанное взаимодействие бизнеса с местным сообществом, властью, институтами гражданского общества для того, чтобы менять среду обитания содержательно и внешне. Потому что неминуемо тем благополучным, которые нашли себя в бизнесе, придется сталкиваться и решать вопросы с представителями других социальных слоев, людьми пожилыми, у которых - старые воззрения. Вместе с властью способствовать социально-экономическому развитию территории. Обеспечивать дополнительные социальные пакеты: лечение, образование; помогать бездомным. Вот вам и понимание новой ситуации бизнеса. Еще лет десять – пятнадцать назад об этом мало задумывались, думали о том, как выжить. Сейчас уже об этом говорят. А надо говорить больше и еще больше – делать. Государство должно способствовать этому, преференции оказывать людям, которые вкладывают средства в развитие местного сообщества.
-Вы часто произносите слово «закон». Почему?
-Есть правила, принципы, законы, не следуя которым можно некоторое время прожить в бизнесе, но потом все равно появятся очень серьезные проблемы, и в результате придется с этими законами считаться. Закон – это, повторю, объективные устойчивые связи, существующие независимо от сознания отдельной личности: неважно, Кустарина или Иванова-Петрова-Сидорова. Если личность не исполняет законы - не обязательно уголовные я имею в виду, речь идет о законах жизни - она подвергнется санкциям самого разного рода. Если с кем-то человек невежливо обошелся, то - обязательно вернется. Незнание этого закона, неследование ему влечет за собой кучу неприятностей в общении. Есть некие этические принципы ведения дел. Не только у нас – во всем мире они есть. Например, если человек гонится только за прибылью, к нему – одно отношение. Если же прибыль для человека важна, но честь – дороже, то это уже иначе характеризует человека. Назову принципы правильного ведения бизнеса: «уважай участников общего дела – это основа отношений с ними, самоуважения»; «воздерживайся от насилия или от применения силы как способа достижения цели»; «конкурируй достойно, не доводи деловые разногласия до суда»; «самый надежный партнер – тот, кто тоже выигрывает от сделки». У нас принято в деловой практике требовать себе как можно больше выгод при сделке. Не очень утруждая себя размышлениями: а выгодно ли это партнеру? И потом гордые уходят после переговоров: «вытребовали для себя привилегии, выгодные условия». А результат проявится через некоторое время: партнер обязательно соскользнет или постарается соскользнуть, потому что в какой-то момент сделка станет невыгодной. Непонимание этого закона ведет к абсурду, конфликтам, судам, разборкам.
-Расскажите о своей работе.
-27 марта 1997 года меня избрали на должность, которая называется «президент Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики». За это время произошли изменения: тогда было 20 членов палаты, а сейчас – 320. Они представляют все крупные и средние предприятия Чувашии, около 90% научно-технического, производственного потенциала республики. Палата - не руководит: это - не корпорация, а некоммерческая организация, представляющая коллективные интересы своих членов во взаимодействии с властью, институтами гражданского общества; она выполняет лоббистские функции, оказывает услуги, обновляет и обогащает информационные ресурсы. Главная задача палаты – содействовать превращению Чувашии в благоприятный для бизнеса регион России. Посредством предоставления услуг, информации, формирования положительного имиджа республики. Во исполнение этой миссии мы осуществляем ряд направлений деятельности: содействуем продвижению продукции в другие регионы и страны зарубежья, обеспечиваем социальное партнерство власти бизнеса и профсоюзов, общества, проводим выставки, оказываем экспертные услуги. У нас нет права капитализировать свою прибыль, выпускать акции, мы обязаны прибыль направлять на развитие уставной деятельности.
-А у вас самого есть свой собственный бизнес?
-Нет, работа поглощает все силы, ведь у палаты нет бюджетного финансирования, она существует за счет своей деятельности, в том числе - коммерческой. Вот это и есть часть бизнеса по обеспечению деятельности Торгово-промышленной палаты. Чтобы она сама зарабатывала деньги, содержала аппарат, выполняла функции, насаждала нормы и правила цивилизованного бизнеса, выстраивала отношения с властью и представляла интересы предпринимателей. А если развивать свой бизнес и быть руководителем палаты, то любой ее член будет иметь право упрекнуть и спросить: «А не колотишь ли ты на себя, прикрываясь нашими возможностями?»
-Какие общие задачи сейчас стоят перед предпринимателями?
-Самообразовываться и изучать законы бытия и бизнеса. Многие проблемы – от незнания. На первом этапе бизнеса успеха добиваются люди очень предприимчивые, с сильной энергетикой, удачливые, имеющие поддержку друзей – это все важно. Затем бизнес вырастает из коротких штанишек и становится перед проблемой: как развиваться? Расширяться по горизонтали или расти по вертикали? Бизнесмены неминуемо оказываются перед вещами, которые сначала надо узнать, а потом привносить в них свою энергетику, знания, манеру общения, коммуникации. Но базовые знания необходимы. И мы сейчас проходим через этот мучительный этап, когда люди энергичные, удачливые, сильные становятся перед необходимостью повышать свое образование, давать его своим детям. Ведь мало создать бизнес, надо его защитить. В смысле - «сохранить его». Заработать проще, чем удержать заработанные деньги. Сложнее сохранить бизнес во втором, а еще сложнее – в третьем поколении. Дети, выросшие в достатке, не столь трудолюбивы, настойчивы, целеустремленны, а уж внуки – тем более. Если третье поколение сохраняет бизнес, то можно говорить о династии, традиции. Сейчас о традиции говорить рано. |