Четверг, 18.04.2024, 11:39
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Л.Вдовичева-2


-Вы - руководитель "Территории моды", студии дизайна и моделирования одежды. Как сейчас обстоят дела с обучением?


-Да, я учила деток. Теперь детки выросли, стали студентами. А я им преподаю в вузе. Есть возможность делать интересные дизайнерские проекты. Большие детки теперь представляют "Союз дизайнеров", который мы назвали "Территорией моды". Участвуем во всех праздниках, которые организуются в Чебоксарах администрацией города, Министерством культуры ЧР. Нас знают. Мы стараемся делать все активно и бесплатно, в отличие от многих. Для нас главное, чтобы у студийцев была дизайнерская практика, чтобы люди знали: дизайнеры, модельеры могут создавать нечто неординарное. Участвовали во многих конкурсах - республиканских, межрегиональных, международных. Мои дочки - Аня и Соня - лауреаты международного конкурса юных дизайнеров "Первый шаг". Сонечка взяла спецприз на международном конкурсе "Одаренные дети". Студийцы ездили в Казань на конкурс "Серебряная нить", в Йошкар Олу - на конкурс национальных костюмов, стали лауреатами. Дипломов немало у детей. После того, как я ушла из Дома Мод, мне не удавалось устроиться дизайнером. Решила: "Буду преподавать". Создала дизайнерскую школу. Мои студийные дети - Сергей Илларионов, Маша Ерлакова - выиграли фестиваль "Моды Поволжья". Фестиваль "Моды Поволжья" был региональным туром "Русского силуэта". Коллекция "Ламбада снов", которую изготовили Ерлакова с Илларионовым, удостоилась грамоты Президента Н. Федорова - "За вклад в национальное моделирование". Я у нашего Президента попросила денег для того, чтобы немножко подреставрировать коллекцию и поехать в Москву. Президент помог нам найти деньги. Мы с детьми ездили на "Русский силуэт" к Михалковой, но стали только лауреатами, а победили там "свои люди", потому что Гран при - стажировка во Франции. В этом году "Паха тере" мне предложила работать главным художником и я, наконец, дождалась своего часа. Дизайнеры редко думают о деньгах. Но думать все же надо. Не секрет, что дизайнеры одежды сейчас в непростом положении. Вообще российская фейшн-индустрия в сложном состоянии. Нам трудно пока конкурировать с иностранцами, нет современного оборудования. Мы не можем предложить таких технологий, мы их просто не знаем. Сейчас пытаемся отрабатывать свои приемы, интересные технологические способы. То есть, догоняем.

-На что вы делаете упор при преподавании?


-В вузе приходится считаться с программой, в нее нельзя вносить то, что считаешь нужным. Я же не считаю необходимым делать акцент на тех предметах, которые не нужны для работы на практике. В своем преподавании делаю упор на участие в конкурсах. У человека должна образоваться "насмотренность": он должен видеть, как работают другие художники, победители. Понимать, как дизайнер должен себя презентовать. Какое мифотворчество должно складываться вокруг его имени. Как он должен начинать работу. От чего отталкиваться. Масса секретов. Тренинги, предположим - я провожу тренинги творческого, креативного мышления в дизайне одежды. Учу думать нетрадиционно, нестандартно. Причем, самых маленьких. Поскольку брала учениц с десяти лет, тренинги нетрадиционного мышления, конечно, сделали свое дело. Вероника Петрова - очень интересная девочка, у нее уже много дипломов, Аня Попова - тоже очень талантливая. Обе учатся в художественном училище. В любом случае они, даже если и не останутся здесь, будут делать чувашский костюм и работать с нашей школой. У них - наш, очень узнаваемый общий стиль.

-А как обстоит дело с вашей студией?


-Я в ней не преподаю, у студии пока нет места. Создание дизайнерской школы - не личное дело. Наш чебоксарский мэр, Николай Емельянов, знает нашу студию, понимает ее значение. Он сам предложил в прошлом году сделать школу городской. Я вышла к нему с письмом. Но дама из городской администрации, она недавно работает, мне отказала. А к мэру Емельянову я пока просто не попала еще, хотя, уверена, он все - таки поможет. Дело в том, что есть очень талантливые дети и мальчики, которые не в состоянии платить за обучение. А ведь студия должна платить налоги, платить за аренду помещения, за приглашение очень хороших преподавателей. Например, Бритвина Виктора Глебовича, Уськиной Надежды Александровны, которые имеют очень хорошее образование. Им же нужно платить, и немало платить, этим хорошим преподавателям. Если, предположим, мне пришлось бы платить такие деньги, которые с меня стали спрашивать за аренду помещения, нужно было бы автоматически в два раза повышать оплату за студию. А собственно, кто мог бы тогда учиться? И без того - очень небольшое количество детей училось, ведь я еще проводила некий отбор. -Вы проводите селекцию учеников? -А зачем я буду учить человека, который точно никогда не станет дизайнером одежды, который ошибся с выбором? Он станет дизайнером интерьера, художником - живописцем, искусствоведом, но никогда не будет дизайнером одежды. Нужно врожденное чувство моды, которое просто так не воспитаешь. Человек, конечно, может научиться понимать, как можно делать моду, но чувство моды - это умение поймать идею из воздуха. Всегда бывает очень удивительно, когда, предположим, ты делаешь направляющую коллекцию, выходит журнал и там - чуть ли не один в один - модель, которую ты придумала! А это как раз и называется "чувство моды". Ты понимаешь, что сейчас будет модно. Словно получаешь информацию из космоса. Любой настоящий художник получает подпитку, вдохновение, понимает, что вот это он должен написать! То же самое - у художника по костюму…Если я вижу, что человек - не может, зачем он будет терять время и мучиться? Пусть он лучше идет туда, где окажется замечателен. Не дай бог, начнет вырабатываться комплекс неполноценности. Когда человек чувствует себя ничтожеством по сравнению с теми, кто рядом. Ну, и зачем его мучить? Поэтому и отбираются самые - самые талантливые. Те, кто пригоден для этой работы.

-Расскажите о себе: где вы учились?


-Сначала я училась в художественной школе при художественном училище. Потом - в самом училище. Была распределена в Цивильское культпросветучилище, преподавателем. Затем меня взяли работать в Экспериментальную лабораторию "Чувашиябыта": я принесла эскизы, показала, и они решили, что меня надо взять. Я работала там около восьми лет. Вышла замуж в восемнадцать лет, потому не получилось у меня куда-то поехать учиться. Закончила худграф педуниверситета, преподаватель по образованию, а дизайном одежды я занимаюсь с тридцати одного года. Всем тонкостям профессии меня научили специалисты Экспериментального цеха. Брали меня художником - оформителем, а через год перевели в художники-модельеры.

-А где вы бы хотели учиться, если бы была возможность?


-В текстильном университете имени Косыгина, в Москве, где готовят самых лучших дизайнеров одежды, текстиля, технологов, конструкторов. Есть технологический институт в Тарасовке, в Подмосковье, куда я хотела поступать. Приехала, сдала рисунок и живопись на пятерки, а за композицию мне поставили двойку. А я уже работала тогда в Экспериментальном цеху. Пришла на апелляцию, спросила: "А почему?" Мне ответили: "Девушка, вы такая гениальная, но мы уже определили списки тех, кто должен поступить. Поставим мы вам хотя бы тройку, нам придется вас взять. А у нас уже список готов". Я так на них обиделась! Я помню, дамочка из апелляционной комиссии дала мне даже свой рабочий и домашний телефон: "Давайте, давайте, поступайте, на следующий год мы вас обязательно возьмем". Но я так обиделась: "Что за коррупция! Что за списки такие?" И уехала. На следующий год поехала поступать в Мухинское высшее художественно-промышленное, где готовят художников - модельеров. Но -… потерялись мои конкурсные работы. В самолете! Авиакомпания "Аэрофлот" потеряла! Я приехала, а работ моих - нет. А в любом вузе - предварительный конкурс. Я как приехала, так и уехала. А потом у меня родились дети, и мне казалось, успею, отучусь. Ничего не успела. Потом - перестройка, и - все… -Если бы вы тогда поступили учиться в Москву, в Чувашии не появилось бы победителя международного конкурса? -Если бы я поступила тогда, я бы здесь не осталась, однозначно. Я - человек очень энергичный, осталась бы либо в Москве, нашла и заработок, и все на свете. А тут у меня дети, семья, работа такая интересная. У меня всегда много работы было. Мне всегда она очень нравилась, и зарабатывала я всегда очень хорошо, трудилась в двух-трех местах.

-Что необходимо сделать, чтобы завоевать Европу своими дизайнерскими работами?


-Наши дизайнеры никогда не будут котироваться в Европе, потому что там есть свои. Зачем им приток огромной конкурентной силы? Наши во многом бывают и лучше: с нетрадиционным, незаштампованным взглядом. Вот, собственно, почему я в свое время понравилась в Экспериментальном цехе: я не получала специального образования. Если бы я закончила текстильный, я бы знала: так рукав нельзя кроить, а нужно кроить вот так, чтобы был такой окат, такая пройма. А я этих моментов не знала! Хотя всегда шила, с детства. То есть, насколько себя помню, всегда шила. Сначала рисовала, и получались интересные формы. Это показалось им интересным ходом: "Надо же!" Штампованное мышление диктует, как нужно все делать. А необходим новый взгляд на вещи. Есть такой кутюрье - Гальяна, английского происхождения, работает во Франции. Как - то он приехал на сейшн, на показ моды, где - то в северной стране. Приехал срочно, взяв с собой полушубок. Один день его носил, второй. А поскольку он - дизайнер, хочет обновления, видит мир несколько иначе, то на третий день он его взял и перевернул. Не вывернул, а перевернул. Рукава оказались внизу, а нижняя часть полушубка оказалась "воротником". Так была найдена потрясающе интересная форма. Понимаете, как? Со мной получилась аналогичная история. Мне придумывалось так, как обычно люди не думают, по-другому. Новый взгляд - самое главное в профессии дизайнера.

-А что за тренинги вы проводите с учениками? Расскажите хотя бы про один?


-Ну, допустим, два дизайнера работают вместе. Предположим, у них глаз затерся, мышление уже в таком состоянии, что рисуется только один и тот же силуэт, никто не может от него отойти - "заклинило". Некая усталость произошла. Делаем что: оба берут по листочку бумаги и начинают рисовать. Каждый - половину образа, чтобы часть листочка была загнута и осталась незарисованной. Второй - точно так же рисует, согнув свой листочек. Затем оба меняются эскизами, и каждый дорисовывает. При этом снова закрывает половину уже нарисованного. В сумме получается очень интересный эффект. Неожиданная форма, новое прочтение. Я сама все такие тренинги напридумывала.

-Книги не пишете?


-Чтобы напечатать, какие деньги нужны, вы что!

-Но есть же благотворительные фонды?


-Да, есть. Они помогают. Две мои девочки - студентки: Надежда Кромзова и моя дочь Софья на конкурсе "Юность большой Волги" взяли первое и второе места в номинации "дизайн одежды". Надежда взяла второе место, а Софья - первое. Но вот был такой эпизод. Там нужно сделать научную работу и защищать проект. Мы сделали хорошую научную работу, показали две коллекции, провели связь между историческими моментами. Скажем, у Софьи было соединение французского стиля "рококо" и национального чувашского в современном сценическом костюме. У Надежды в работе соединились древние языческие чувашские идолы и современный авангардный костюм. Мы сделали очень большую научную разработку. Хороший реферат они написали. Коллекции были показаны. Но …как на них бросались некоторые преподаватели-"эксперты"! Уму непостижимо. Это же дети, Надежде - восемнадцать, Соне - шестнадцать, она - дистанционница. Очень ехидные слова им говорили: "А почему у вас здесь вышивка такая?" Представляете, как женщина на рынке может задеть: вроде, еще ничего не сказала, а уже оскорбила. Вот такие у нас преподаватели! Но девочки все равно взяли дипломы Фонда "Чувашия".

-Вы очень критичны по отношению к преподавателям. Почему?


-В Чебоксарах дизайн одежды везде очень плохо преподается, неправильно учат. Студенты ездят на конкурсы и не могут даже попасть в финал. Что и подтверждает: неправильный абсолютно подход.

-А в чем "неправильность"?


-За семьдесят лет, пока существовал советский строй, вещизм у нас критиковался. Эстетика внешнего вида понималась очень узко. Вообще, термина "дизайн" у нас не было. Были художники-оформители, модельеры, а "дизайнер" считалось как бы запретным словом. За рубежом поиск шел очень активно. В формообразовании, разработке новых технологий, нового оборудования там очень далеко ушли. Кроме того, у нас не понимают такой вещи, что деньги делают рекламу. Что брэнд надо раскручивать. Что вещь дорогая не потому, что ее трудно изготовить, а дорого стоит имя фирмы, ее брэнд. У нас пока этого понимания почти нет. Ничто не ценится. …Вероятно, вы правы: нужно все же написать книгу о профессии. Ко мне приходят девочки консультироваться из разных вузов, университетов. У них нет главного - понимания, что такое формообразование. Понятия не имеют. Костюм надо рассматривать не как тряпочку, платье. Это-архитектура, там - своя концепция, смысл.

-Как бы вы оценили свой профессиональный уровень, из ста баллов?


-У меня долгое время не было хорошего практического поля деятельности. Потому думаю, в профессиональном плане я сбавила сильно, так что рейтинг моего профессионализма где-то 50 из 100 баллов. Но, думаю, в "Паха тере" мне сейчас удастся набрать форму.

-А как бы вы оценили свой творческий потенциал?


-О, где - то 130, наверное, по стобалльной шкале! Я - очень творческая девочка, у меня просто не было возможностей. А вот возможности появились, и я выложилась.

-Что надо сделать для улучшения качества национальных костюмов?


-Когда я работала в Экспериментальном цеху, еще в советское время, артисты - самодеятельные, профессиональные, наши певцы, прежде чем пошить национальный костюм, должны были эскиз с разработкой вышивки или декора представить в Минкультуры ЧР, которое утверждало эскиз и разрешало изготовление костюма. После того, как этот порядок был отменен, резко снизился уровень культуры в национальном костюме. Чистота национальной вышивки, стиля очень сильно пострадала. Может, есть смысл восстановить существовавший порядок, такой способ оценки предварительных эскизов костюмов? На многих концертах мы видим чувашских актеров, которые одеты, на мой взгляд, ужасно, вульгарно. Такая одежда дискредитирует национальный костюм, вышивку, образ чуваша.

-Как вы оцениваете свой успех на конкурсе? Ощущаете себя лидером направления?


-Нет, я не такая гениальная, чтобы утверждать, что я - символ республики. Ничего подобного. Когда мои изделия будут продаваться за границу и пользоваться бешеным успехом, когда республика будет частично ассоциироваться и с моей фамилией тоже, вот тогда можно будет говорить о гениальности. А сейчас - пока еще рано. Время еще не подошло, мы еще в работе.

-А какие эпитеты вы посчитали бы приемлемыми в отношении вашего конкурсного костюма? Блестящий, великолепный, невероятный?


-"Блестящий", "великолепный", "невероятный" - да, такие эмоциональные термины вполне могут быть применимы. То, что я умница и красавица - это однозначно. Но мне бы хотелось, чтобы не я одна была такая единственная в республике дизайнер одежды. Хочу, чтобы помогли реализоваться группе дизайнеров, с которой я работаю. Хочу, чтобы мы все вместе достойно представляли республику на подиуме. Мне одной трудно быть во всех отношениях бесподобной. Я, предположим, могу работать в национальном, женственном, вечернем, гламурном стиле очень хорошо, это мой конек, я знаю. Но для других стилей нужны другие дизайнеры. Мы хотим быть командой, о которой могли бы в полный голос говорить, что мы - конкуренты великим школам.

-Мировым?


-Да, способны стать в один ряд с ними. А почему мы не можем? Ничего здесь нет такого невероятного и особенного. Почему, например, Юдашкин так мощно идет вперед? Он - член Ассоциации домов высокой моды. Если ему дать достаточное количество денег, он сможет достойно представлять Россию на мировом уровне. А если у нас будет достаточное количество денег, то и мы сможем это делать.


В НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ

Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (19.04.2010)
Просмотров: 894 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика