Матросов Максим Юрьевич, директор Республиканского учреждения культуры «Дирекция культурных программ».
-Как создавалась Дирекция?
-Предыстория создания Дирекции такова. Как известно, Чебоксары были объявлены «Культурной столицей Приволжского федерального округа 2003 года». Прошел ряд мероприятий, которые были направлены на создание новых форм культурной деятельности, привлечение новых людей, новых институтов культуры. Опыт показал, что у проекта есть большое будущее. Связано это, прежде всего, с тем, что культура рассматривается как особый ресурс развития региона, его экономики. Президент Чувашской Республики Н. Федоров увидел необходимость продолжить программу «Культурная столица» в Чувашии. Была поставлена задача: построить «постпрограммное» пространство. С этой целью указом Президента от 15 декабря 2003 года была создана Дирекция, которая работает с февраля 2004 года. Образовалась она путем разделения Республиканского научно-методического центра на Дом народного творчества и Дирекцию культурных программ. Основные задачи, которые стоят перед Дирекцией: создание «постстоличного» пространства, продолжение программы «Вокзал-Voksal», проведение марафона культурных событий, работы, связанных с грантами Президента Чувашской Республики. Сейчас будут подводиться итоги, объявляться результаты. Для мероприятий, связанных с проведением конкурсов грантов, проведен ряд семинаров с участием экспертов Нижнего Новгорода, Москвы, проводились консультационные, обучающие семинары.
-Каковы результаты?
-Результаты достаточно хорошие. На конкурс грантов сейчас нам подано 54 заявки. В конкурсе приняли участие практически все города и районы Чувашии, пришла даже одна заявка из Москвы. Мы работаем над упрощением системы. Сейчас мы выходим с инициативой, чтобы многие предприятия, организации могли стать соучредителями грантов Президента Чувашии или учредить свои собственные гранты в рамках марафона культурных событий. Я думаю, если люди откликнутся и появятся хорошие идеи, такое будет возможно. Проекты, которые претендуют на гранты, интересные, но поскольку это первый опыт проектной деятельности такого рода, то, естественно, много недоработок и мало осмысленности. Например, некоторые немного перепутали, не учли, что грант, прежде всего, направлен на создание нового культурного продукта, которого ранее не существовало. А почему это важно? Потому, что если честно, объективно оценивать сегодняшнюю ситуацию в культуре, ценность она представляет только тогда, когда способна стать конвертируемой. То есть востребованной не только в Чувашии, маленьком и ограниченном пространстве, но и за ее пределами. Когда она способна стать «продаваемой», скажем так. Сейчас мы можем привести не очень много примеров, когда активно работающие деятели искусства, культуры высоко ценятся и, самое главное, понимаются за рубежом или других городах России. В этом большая трагедия нашей культуры – художник остается непонятым, все – таки проблема – в художнике, творце. Это - лакмусовая бумажка. В чем величие Геннадия Айги? В том, что он дал понять: современная Чувашия может говорить на современном понятном для Европы, мира языке. Творчество Айги представляет культурную ценность, вызывает интерес не только у нашего населения, но и за рубежом. То есть, о Чувашии в других странах узнают, в основном, через таких людей. Экономическими успехами в современном мире никого не удивишь, а достижениями в культуре – да, можно удивить, поскольку культура – особый ресурс.
-Чем еще занимается Дирекция?
-Современные тенденции таковы, что как только у деятеля культуры появляется возможность найти более хорошую работу, он уезжает. Увозит с собой свой интеллект, свои способности, возможности и реализует их на новом месте. А мы лишаемся хороших музыкантов, танцоров, исполнителей, педагогов, режиссеров. Вывод: для талантливых творческих людей нужно создавать условия. Создание таких условий – одна из задач нашей Дирекции культурных программ. Мы стараемся находить оптимальные возможные варианты, создавать модели реализации творческих проектов. Дирекция – очень подвижная структура, об этом говорить хотя бы перечень мероприятий, которые проведены ею за несколько месяцев работы. Проведение мероприятий Дня республики в Канаше, организация культурной программы открытия и закрытия V Всероссийских сельских спортивных игр – на стадионе, около Монумента Матери. Программа «Вокзал-Voksal». Ряд акций провели по заказам крупных предприятий. Сейчас будем заниматься организацией российско-германских встреч. Пройдет концерт Л. Казарновской с немецким оркестром «Камерата Шуманна» в Театре оперы и балета. Во Дворце тракторостроителей состоится концерт немецких юмористов и группы «ЭКС-ББ». 24 августа планируется проведение концерта Российского национального оркестра под управлением М. Плетнева. Организаторы туров обращаются к нам как к партнерам, которые могут выступить «на чувашской стороне». Поскольку финансовый механизм так устроен, что для заключения договора необходимо ответственное юридическое лицо.
-С кем сотрудничаете?
-Мы открыты к сотрудничеству со всеми конструктивными сторонами. В частности, нам помогают нижегородские партнеры. Сейчас мы провели переговоры с Нижним Новгородом и запланировали очень интересный «Джазовый сентябрь». Начнет его 7 сентября трио из Германии, а 23 сентября у нас будут играть джаз-квартет из США, музыканты Швейцарии. Программа пройдет в рамках проекта «Вокзал-Vouksal», но только на площадке клуба «Элара». -Как вы оцениваете наличие конкуренции в вашей сфере? -Можно только порадоваться, что на культуру обращает сейчас внимание не только государство. Появляются всевозможные частные структуры. Например, активно действует Фонд поддержки социально-культурных проектов «Чувашия». Это говорит о том, что появились люди, которые ощущают определенную социальную ответственность не только за себя и свою семью, но и за то, как и чем живут люди в их регионе. Если мы не поменяем среду, которая вокруг нас, то среда может поменять нас. Потому надо стараться всевозможными методами строить то культурное пространство, которое мы хотим. К сожалению, нам приходится во многих вещах противостоять натиску массовой культуры, которая зачастую продиктована только целями бизнеса. Огромное количество игровых салонов, засилие американских фильмов на экранах, засилие американской музыки. Сейчас, к сожалению, в СМИ и на концертных площадках не услышишь хорошей живой музыки, она почему – то перешла в разряд альтернативной. Естественно, когда люди ее не слышат, у них не возникает и потребности слушать ее, интереса к ней. Но когда она появляется, например, в проекте «Вокзал-Voksal», где основное требование – настоящий звук, не «фанера», то ситуация меняется.
-Как вы оцениваете культурный менеджмент районов и городов Чувашской Республики?
-В свое время существовали курсы повышения квалификации работников культуры, там давали знания по менеджменту. Давайте посмотрим на практике: куда делись эти люди? Кого мы выпускали? Где менеджеры культуры? Чем они занимаются и занимаются ли вообще чем-то? Директора организации, у которой на балансе есть помещение, здание, менеджером назвать тяжело, потому что чаще всего он выполняет функцию завхоза и пожарной команды в одном лице. Менеджер должен смотреть немного вперед на перспективу развития того или иного творческого коллектива, процесса.
-Дирекция активно занимается Интернет-проектами…
-Естественно, нужно обращать внимание на то, что существует виртуальная реальность, которая очень сильно влияет на реальную жизнь. Считаю, у каждого уважающего себя учреждения культуры должен быть свой сайт в Интернете. Если руководитель театра, учреждения не пользуется Интернетом, то это не значит, что Интернетом не пользуются его посетители, которые приходят к нему в театр. Нужно завоевывать свое место под солнцем и в Интернет-пространстве, причем это необходимо делать достаточно агрессивно. Иначе место займут те же самые развлекательные комплексы, массовая культура. Люди, которые немножечко поработали в Интернете, видят, что с его помощью снимаются очень многие барьеры и границы, ускоряется продвижение информации. Очень важно заявить о себе в электронных СМИ. Это более прямой путь к своему потребителю, зрителю, слушателю. Потому одно из направлений, которым будет заниматься Дирекция культурных программ, это внедрение новых форм работы связанных с проектом «Культура - он лайн». Так, кстати, называется одна из номинаций гранта Президента Чувашской Республики. Поступило несколько заявок на нескольких мультимедийных проектов: «Звездный путь Андрияна Николаева», несколько проектов, связанных с созданием культурно - туристической карты Чувашии. Мариинский Посад представил проект межрегионального компьютерного конкурса, ставящего целью привлечение молодежи к компьютерным технологиям. Очень хорошо, что руководители на местах начинают понимать: знания компьютерной техники и умение обращаться с сетью Интернет способны стать огромным ресурсом. Есть очень хороший прецедент: создан портал органов государственной власти Чувашской Республики. Он признан одним из лучших в России. Мы призываем всех сейчас поработать вместе с нами над созданием такого же большого портала, связанного с органами культуры - не только государственными, но и негосударственными. Такой портал может стать форумом и представить современную культуру Чувашии в Интернете, а значит – во всем мире. Одна из задач Дирекции: снять с органов власти несвойственные им функции. То есть министерства, ведомства должны управлять, а не заниматься организацией конкретной работы, связанной с проведением мероприятий, концертов. Дирекция - оптимальная структура: государственное учреждение, но не орган государственной власти. Сейчас она реально находится в условиях жесткой конкуренции. Потому что кроме муниципальной Дирекции существует еще и ряд коммерческих организаций, которые занимаются примерно той же самой работой. Но есть отличие: зачастую многие просто боятся поставить в деловых договорах фразу: «Гарантируем проведение и уровень качества». А мы в своих документах это указываем.
интервью 2004 года
|