Петров Петр Варфоломеевич,
художник.
-Где, когда, в какой семье вы
родились?
-Родился 15 апреля 1950 года в
Чувашии.
Родители – служащие. Отец,
Варфоломей Варфоломеевич, был инженером геологической экспедиции в
Семипалатинске, на ядерном полигоне.
Мама, Вера Николаевна, в
девичестве – Михеева, работала воспитательницей детского сада.
Оба родом из Яльчикского района:
мама – из деревни Лащ-Таяба, отец – из Кильдюшева.
Родители из Чувашии поехали в
Казахстан поднимать целину, кажется, в 1955 году. Оба они умерли, уточнить не могу. Мать ушла
из жизни в 1974 году, отец – в 1990–м.
У меня есть сестра Галина. Она
сейчас пенсионерка, трудилась воспитательницей детского сада. Живет в городе
Электрогорске Московской области. Недалеко от Москвы: с Курского вокзала до ее
города электричка ходит.
У сестры четверо детей.
-Где и у кого вы учились?
-Я окончил среднюю школу в Семипалатинске.
Но жил не в самом областном центре, а в
военном городке. Рядом - ровная степь, река Иртыш.
В школе любил рисование и
черчение. Получалось хорошо.
Мой дядя, Максимов Николай
Петрович, мой крестный папа - Заслуженный художник Чувашской Республики,
трудился художником-постановщиком в
музыкальном и драматическом театрах. Раньше оба театра работали в одном
здании. Вот он на меня повлиял сильно.
Я часто бывал в театре, торчал
там, даже поработал до армии месяца три художником-исполнителем, красил декорации.
Я рисовал всегда. Но разумно
начал рисовать на факультете.
После школы поехал поступать в
Ленинград в Мухинку, на монументальную живопись: мозаика, витражи, росписи…
Но до экзаменов не допустили:
молодой, неопытный по рисунку, живописи.
Народ посмотрел, сказал: «Слабые рисунки. Иди на ХГФ или в училище».
Не зло отнеслись, по-доброму. Я
сейчас и сам бы за те рисунки не допустил к экзаменам.
Поступил на художественно-графический
факультет в Чебоксарах. А после института пошел в армию.
…Вообще меня в институт хотели на
математику взять. На физмат поступать при собеседовании уговаривали: я был
отличником в школе по математическим дисциплинам. Я же «геометр». Математика,
физика, химия, черчение…- всегда по ним у меня «отлично». Но выбора не было: «Только на ХГФ,
рисовать хочу!»
Я с детства книжки про художников
покупал. Первые купленные книги были о Валентине Серове и голландском пейзаже
шестнадцатых и семнадцатых веков. Голландцы сильно повлияли на меня, хоть я чуваш и по отцу, и по матери.
-Что вы знаете о своей
родословной?
-Родственники матери переехали в
Крым в годы, когда шло переселение. Там мой дед Михеев похоронен. Дед по отцу
тоже умер, я его не застал. А бабушку видел, часто был у нее в деревне. Все
предки - крестьяне, земледельцы, землепашцы. Семьи у них были большие, по
нынешним понятиям. У отца - четыре брата и сестра. У матери тоже много сестер и
один брат.
Где сейчас живут их семьи - не
знаю: связи с ними никакой.
-Кто и когда купил вашу первую
картину?
-В 1972 году мою работу «Сумерки» купил Чувашский государственный
художественный музей.
Картина – пейзаж. Овраг, старушка
идет, гусей погоняет. И мальчик-карапуз. Все отражается в воде.
За картину дали сто рублей.
Нормальные тогда деньги. Мне понравилось.
-Сформулируйте свое отношение к
искусству…
-Мое отношение к искусству
никогда не менялось. Как полюбил его,
так и люблю.
Я всех люблю.
Начнем с Италии. Беллини,
например. Творчество Леонардо да Винчи больше люблю, чем Рафаэля и
Микеланджело.
У нидерландцев люблю Босха.
У бельгийцев есть Ван Гог.
Голландская живопись – вообще супер!
Я люблю и испанскую живопись,
Веласкеса.
Японских художников люблю:
Хиросига, Кокусай - сколько видов Фудзи
у него! Фамилии китайских живописцев назвать не могу, хотя она древнее, японцы
из нее многое взяли.
Нравятся японская графика, их живопись на свитках, гравюра.
Интересно изобразительное
искусство Индии, Персии…
Еще любимые имена: Матисс, Гоген,
Пикассо, Рене Магрит.
В соседнем Татарстане мне
нравится творчество живописца Эльдара Зарипова.
В Татарстане, Чувашии сейчас
доминируют западноевропейские творческие
традиции. В Академии художеств, где учились многие известные деятели искусства,
от Западной Европы идет вся учеба.
Я бы хотел сказать, что я - чувашский
художник, но не могу: больше - европейский. А если точнее – чебоксарский художник. Может,
яльчикский.
…Сюрреалистов люблю, хотя к
Сальвадору Дали равнодушен. Кроме него полно сюрреалистов. Мне нравится эстетика,
эстетизм. Я не теоретик, но то, что по мне – нравится, а если не по мне, то – нет.
Понимание искусства – сложная тема.
Надо быть психологом, психоаналитиком, чтобы разобраться в природе его восприятия.
Я больше гармонию люблю: цвет, гармонию все близкое к этому. А у Дали муравьи
ползают - нет, не нравится. Насекомых не люблю. Даже бабочку. Хотя бабочки
красивые, но неприятные. Почему - сам не знаю, загадка.
…Я, может, и сейчас не художник.
Просто вступил в профессиональный союз. Может, я - графоман, кто знает?
Главное, чтобы художникам
нравилось мое творчество. Им же сразу видно: умный ты или дурак. А остальное
меня вообще не трогает. Мне до фени.
Есть чистокровные живописцы,
цветовики, понимающие цвет. Есть тональщики: растяжки чувствуют от черного до
белого. Есть графики прирожденные. Это я
так грубо…
Я - не цветовик. Точнее, не такой
цветовик, как, скажем, мой хороший знакомый Валерий Павлович Полотнов, с
которым мы вместе учились в институте. Он родом из Арзамаса, а сейчас в Москве
работает, иногда приезжает. Вот он – цветовик номер один, с моей точки зрения.
…Искусство - такая штука, которую
нельзя объяснить. Не умом берется: чувствовать надо. Чувствовать!
Есть вкусная живопись, вкусная.
Есть живопись расписная. Другая. Про нее не скажешь, что «вкусно».
Но она тоже интересна по-своему.
Себя сам больше отношу к «композиторам».
Люблю конструировать, распределять на плоскости цветовые пятна, линии. Чтобы
что–то произошло, когда они все объединятся.
Теоретик, блин…
Мне хочется передать настроение,
грубо говоря. Вот я его и передаю. Стараюсь выстроить что-то, приближенное к
гармонии.
Достичь ее, конечно, тяжело, но
пытаюсь.
Можно и сталкивать отдельные
фрагменты картины, но все равно в итоге в ней должна быть гармония.
-Как вы работаете?
-Работаю не торопясь. У меня
немного картин. Я долго делаю и переделываю. Могу за неделю сделать, но за день - ни разу.
Не получается импровизировать. Не хватает способностей.
Результат иногда бывает очень
далек от первоначального замысла. Готовлю эскизы, уточняю местоположение цвета,
пятен, над этим больше ковыряюсь.
-Как организовываете свой быт?
-Сейчас я - пенсионер, размер
пенсии – шесть тысяч четыреста. Хватает. Мне на книжку перечисляют. Когда надо –
иду и снимаю. Например, счетчики на воду попросили поставить, чтобы мы воду
начали экономить. Пришлось сходить, снять, поставить.
Или за мастерскую набирается
плата тысяч десять - пятнадцать. За этот
квартал заплатил шесть тысяч, не сильно много.
-Расскажите о своей семье.
-Семья у меня есть, но так
получилось, что я не живу с нею. Хотя с женой не развелся, и она со мной не
разводится почему-то тоже. У меня дети большие уже. Я в мастерской живу, в
основном. Одиночка. Двое детей у меня. Дочка
работает в Чебоксарах, а сын - в Москве, оба трудятся в фирмах. Но в каких –не знаю,
мне не говорят. Да и я не очень интересуюсь.
Жена - воспитательница детского
сада.
Есть, конечно, друзья, подруги.
-В каком городе хотели бы жить?
-Я жить в деревне больше люблю.
Больше отшельником хотел бы быть.
Одиночество – оно по мне.
-Как бы вы сами определили свое
направление в творчестве?
-Я - реалист, не совсем
абстракционист. Хотя, может, полуабстракционист.
Меня некоторые искусствоведы
называют «примитивистом».
Сам я так не думаю.
Но может, они правы, и я
действительно примитивист?..
Сам не знаю, как свое творчество
объяснить, истолковать.
Атнер Хузангай меня, например,
называет «метафизиком».
Не понимаю, почему я метафизик, а не, к примеру, метагеометр, метаматематик.
-Ваши правила жизни?
-Со времен службы в армии правило
жизни у меня одно: подальше от начальства, поближе к кухне.
Я служил в стройбате, в Таллине.
Рисовал, по музеям ходил, выставки эстонских художников смотрел постоянно. Я их тоже люблю.
-Эстонский язык понимаете?
-Нет, эстонский не выучил.
Из языков вообще знаю только русский, и то, наверное, плохо.
-В каких странах вам довелось
бывать?
-За границей был в 1983 году в
Венгрии. По обмену: к нам приезжали художники, и нас послали.
Отличные впечатления. Венгры
имеют в своем словаре три сотни слов, общих с чувашскими словами. Родственный
народ. Надо с ним дружить. Мы тогда в
Эгере были, Будапеште, Сент-Андре - городе художников. Я просто балдел от
католической архитектуры, их искусства.
В Венгрии и сербы есть, православные церкви.
Понравилось их искусство, библиотеки.
-Что доставляет вам радость в
жизни?
-Все, наверное: работа, природа…
-Когда к вам пришла известность?
-В российских СМИ первые
публикации моих картин появились в 1976 году. В журнале «Юность», которого,
правда, я сам не видел, и в журнале «Огонек». С выставок это все шло, а я в
редакции не совался: книг не писал, литературой не занимаюсь.
В весенних и осенних выставках, в
«Большой Волге» стараюсь участвовать. Там выставкомы командуют. Иногда не берут мои картины. Ну,
не берут и не берут. Что, стреляться из-за этого? Я на эту тему не переживаю.
Достижений в творчестве, побед у
меня особых нет. Я не спортсмен в искусстве.
Праски Витти говорит: «Искусство –
это не спорт». И я с ним согласен.
В искусстве что важно? Образность.
Вот есть прозаики, а есть поэты.
У японцев есть стихи в три строчки. В них все - кратко, четко, точно. Вот и я
такой. Рассуждения, прочее – не по мне.
Я хочу выразить Нечто!
|