-Вы постоянно подчеркиваете необходимость честной работы.
Почему это столь важно для вас?
-Каждый человек должен работать честно для себя и
окружающих.
Сколько соврешь, на столько же будешь жить меньше.
Один раз соврал – день жизни убавил. Второй раз соврал
- еще
день…
Меня многие не любят. Я говорю правду, а им не нравится, когда я в глаза говорю. Могу женщине сказать: «Что же ты губы покрасила
цветом, который тебе не идет?»
-Но на такие вопросы могут столь же прямо и ответить?
-Да, мне тоже могут ответить в том же ключе: «А какое твое
собачье дело, чем я крашу губы?»
Или в стиле грубоватой народной чувашской поговорки: «Гуляла
- не гуляла, мое дело: возьму и девятого рожу».
Нормально такой стиль общения воспринимаю: каждый должен говорить
то, что думает.
-А может, иногда лучше промолчать вместо того, чтобы
говорить правду?
-Да, есть такой способ не парить, не наносить ущерба.
Еще можно уйти от прямого ответа или сказать так, чтобы
человек не обиделся.
Хотя на обиженных воду возят.
-А какое высказывание вас задевает?
-Иногда слышу, люди говорят: «Петров наворовал, награбил».
Я никогда не брал чужого! Потому ни от кого не прятался. У
меня нет телохранителей. Езжу сам за рулем. Нет у меня богатства. Главная моя
собственность - пятеро детей. Последнему полтора года. Предпоследнему - девять
лет. Старший сын со мной работает. Девочки тоже со мною трудятся. Никогда они
ничего чужого не брали. Иногда говорят мне: «Поработал – иди, отдыхай». Но я не
могу бросить пять тысяч человек! Если я уйду, в фирме начнется чехарда. С теми,
кто в органах власти, с администрацией, прокуратурой, милицией, разговаривать не каждый сможет. Надо
разговаривать с ними, зная каждую букву закона. Требовать только то, что положено. Тогда эти люди понимают, что они
- слуги народа.
-Ощущаете ли ностальгию по родине?
-Нет у меня ностальгии, я всюду могу выжить. С тринадцати
лет на родине не живу, с тех пор, как в 1963
году окончил восемь классов. Но родной язык не забыл, он при мне, потому и
родина всегда при мне.
-Вы знакомы с новым Президентом Чувашии. Какое у вас о нем
мнение?
-Игнатьев Михаил Васильевич – патриот своей родины. Он
прекрасно разговаривает на своем родном языке. Я вот, например, могу иногда
путать падежи, говорю половину на
чувашском, а половину – на русском языке, а у него – прекрасная, чистая речь. Лексикон
именно чувашского языка. Он ничего не
путает.
Мне Игнатьев понравился: молодой, перспективный, не испорченный
человек.
Думаю, будет для чувашского народа прекрасный Президент.
Я – в общем, «за».
Мы говорили с ним о той жизни, в которой сегодня живем.
Мы ведь не просто так уехали из деревни. Я прекрасно знаю
эту жизнь. Я мог и не уезжать из села. Но мне там не дали жить. Я хотел
построить дом – отказали в земле.
Понимаете? Хотел жить в деревне, а в земле отказали!.. Я пошел в город. Мне дали сначала комнату, потом квартиру. Потом
перевелся в Москву. Почему? Повлияла та же самая ситуация, связанная с жильем. В
те времена мы не могли за свои кровные деньги
купить продукты питания. Было же такое! Бутылку водки нельзя было купить просто так.
Или килограмм колбасы. Даже имея деньги.
Чтобы их купить, надо было разным людям давать взятки. А здесь, в Москве,
товары продавались свободно.
Но потом и в Москве стало сложно их купить. Как собакам
товары на прилавки выкидывали.
Потому и потребовалась шоковая экономическая реформа, от
которой многие люди до сих пор еще не оклемались.
…Надо работать там, где ты вырос, я это прекрасно понимаю,
но у меня обратного пути нет.
Я согласен помогать своему родному народу, кому надо помогаю, патриотам России. Если бы
каждый вносил такую лепту, которую я сегодня вношу…
А Михаилу Васильевичу мой совет: в руководство надо ставить
людей, которые душой заинтересованы,
душой болеют за сельское хозяйство, скотоводство, не занимаются
поборами, выдавливанием всяких
неположенных взяток.
Надо помнить, что у гроба карманов нет, а этого многие люди
сегодня не понимают.
Почему в Объединенных
Арабских Эмиратах так хорошо живут? Да, есть у них нефть, но ведь и у других
стран она тоже есть, далеко не самых благополучных.
Получается, нефть сама по себе - еще не гарантия социального
благоденствия.
Дубай в переводе – «свободная земля». Люди там селились. Был
там шейх Рашид, организовавший справедливое распределение национальных,
природных богатств страны.
Он понял, что жить для народа и означает жить для себя.
А мы почему-то этого не понимаем! Для себя все хотят жить, а
для народа - никто не хочет!
Но если богатства даны природой, они должны приносить
радость всему народу, а не кучке людей.
-В США, самой капиталистической стране мира, заговорили о
необходимости введения элементов социализма. Как бы вы это прокомментировали?
-Человек должен сам выбирать, в какой среде хочет жить.
Живут же сегодня на островах аборигены – им нравится бегать
голыми по степи. Это их выбор.
Тайцы в Тайланде прекрасно живут, обслуживая других людей: приносить
людям радость своей улыбкой – тоже надо уметь.
У нас порой человек за твои же деньги нагадит, нахамит тебе,
нагрубит.
Я себя не считаю богатым. Считаю обеспеченным человеком,
потому что обеспечиваю сегодня работу пяти тысячам человек.
Иногда говорят: «Свято место пусто не бывает». Бывает!
Вы не думайте, что
все так просто.
То, что мы творим в строительстве, не просто так дается. Надо иметь еще талант
руководить, направлять и ничего не забывать. И не врать.
А от вранья человек тупеет. Знаете об этом? Тупеет человек
от вранья!!
-Какая же связь между враньем и тупостью?
-Вот смотрите. (Берет бумагу, авторучку, рисует). Мозг
человеческий - он так выглядит. Два полушария. Ты соврал - вранье заполнило эту
клетку. Соврал еще раз – заполнило другую клетку. И так далее: каждое вранье заполняет новые клетки. И эти клетки уже не работают, как положено!
Ведь теперь человеку надо думать о том, чтобы люди не узнали об его вранье,
чтобы даже не подумали о нем. А вдруг узнают?!.. У человека мозг уже
работает в другую сторону. Эти клетки
как бы отключаются от нормальной деятельности. Человек соображать должен, но у
него уже свободных клеток-то нет! Он всех опасается, всего боится. Его мозг занят защитой, а не созиданием. На хорошие
дела мозг уже не способен.
Почему мы говорим: «Никогда не ври»?
Как бы ты ни врал, все равно это раскроется, выскочит.
Потому не надо творить того, что не положено.
Не следует брать чужого – оно же не твое!
Если человек забыл сумку, он должен вернуться и взять ее, и
никто больше ее брать не должен.
Честный человек никогда не теряет ясности ума, он лучше
ориентируется в пространстве.
Например, не может заблудиться в лесу.
Вот как человек может заблудиться в лесу, если чувствует ветер, видит, откуда
облака показываются, как свет отражается, дерево растет, понимает, куда вода течет…
А куда она течет, ну?! Вода всегда течет в низину!
Туда, где есть река. А рядом с
рекой всегда живут люди. Значит, если идти вдоль ручья по течению, можно дойти
до села…
У честного человека голова думает нормально, потому он не
может заблудиться ни в лесу, ни на жизненных дорогах.
А сегодня многие уже заврались, потому много путаницы во
всем.
-В каком возрасте вы начали работать?
-Я родился в селе, а сельская жизнь состоит из одной
сплошной работы.
Мой дед меня маленького будил ночью, часа в два-три, когда едва светать начинало, привязывал к себе и
брал в лес. Мы кору драли, собирали желуди, за глиной ездили далеко-далеко,
потому что своей хорошей глины не было для гончарных дел.
Дед меня и на рынок брал. Я с ним на рынке с пяти лет
торговал, яблоки продавал.
Дед отлучался
иногда, собиралась очередь, мне надо было очередь рассеять, и я цену
повышал на три копейки.
Тогда за три копейки можно было купить килограмм огурцов.
-Что думаете о «проблеме-2012»,
апокалипсисе, о проблемах будущих поколений?
-Человек должен жить в надежде на хорошее будущее. Он не
должен думать о возможных, не исключаемых катаклизмах непреодолимой силы.
А о проблемах будущих поколений пусть подумают те, кто будут
жить завтра. Не надо решать за них. Надо думать о проблемах своего поколения.
Апокалипсические прогнозы делались во все времена. Но,
считаю, всегда надо верить в лучшее. А иначе все будем сидеть, выставив на
солнце пупок, грея его. Если завтра –
всемирный потоп, зачем работать?
Я считаю, после меня должно остаться что-то необходимое людям, новому поколению. Я не из
тех, кто стремится сорить, разрушать.
Сегодня у нас в микрорайоне «Родники» люди меньше ломают. Даже дворник занимается другим
более полезным делом, потому что мало сорят.
Люди поняли: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
-В мае вы побывали в родной деревне на открытии монумента.
Расскажите об этом.
-У меня было желание в
своей деревне, селе Малые Бикшихи Канашского района, увековечить память отца и
деда.
Отец воевал восемь лет, дед – десять лет, оба прошли и
финскую кампанию, и Великую Отечественную. Им повезло: живыми и здоровыми
вернулись домой, восстанавливали хозяйство, приносили пользу России.
Сначала, когда я предложил: «Давайте поставим памятник фронтовикам, вернувшимся с войны», мне ответили вопросом: «А зачем им
ставить памятник, ведь они же вернулись?!»
…Но мы поставили памятник, и все люди в деревне приняли его
с душой и радостью.
На нем записаны имена всех односельчан, погибших на войне, а
сбоку – надпись от меня: «Дорогому отцу Петрову Константину Петровичу и
любимому деду, Максимову Петру Максимовичу, участникам Великой Отечественной
войны».
Мое желание было увековечить то, что они участвовали в
освобождении родины от фашистских
захватчиков. Появились ведь уже мои дети, потомки отцов и дедов. Потому я и решил поставить памятник.
На открытии монумента присутствовал Михаил Васильевич
Игнатьев, тогда еще - министр сельского хозяйства, вице-премьер Правительства
Чувашии.
Были там также представители музея Космонавтики села
Шоршелы, представители товарищества офицеров «Сыны Отечества», молодого
поколения, которое сегодня служит в армии.
Проект монумента разрабатывал чувашский скульптор. О сумме,
стоимости проекта говорить не будем.
8 мая 2010 года памятник открыли, сегодня он стоит на территории
около школы. Хорошо вписывается в прекрасный
сельский пейзаж.
Дети видят памятник, читают имена земляков, участвовавших в освобождении родины от врага.
Памятник сделан из
мрамора, думаю, будет стоять долго.
Может быть, после меня кто-то еще соизволит поставить другой
памятник.
То, что можем, мы для земляков делаем: в школе перед учебным
годом полностью отремонтировали спортзал. Заново перестлали полы, улучшили
эстетику. Работаем.
В моей деревне много людей проживает. Она большая, в ней - почти
тысяча домов.
Постепенно приближается к городу Канашу: раньше расстояние
между ними было около двух километров, а сегодня – около трехсот-четырехсот
метров.
Сейчас в Чувашии
готовятся выборы в местное самоуправление. Желаю Михаилу Васильевичу Игнатьеву,
новому Президенту, удачи, поднять Чувашию на новый уровень, чтобы не
было безработицы. А то, говорят, тяжело
там.
Хотя я считаю, что работа - она есть всегда, было бы желание
трудиться. Земля же имеется.
Президент Франции Жак Ширак как-то сказал: «Тот, у кого есть
земля, владеет миром».
Мы, россияне, об этом забываем. Земля в стране есть, но
миром сегодня владеют другие государства.
…В родную деревню
езжу каждый год: братья, дяди, тети там живут, их семьи, много родственников.
Брат занимается разведением прудовых рыб.
Пруды облагораживают деревню. Прежде они были распружены,
засорены, а теперь постепенно мы
приводим их в порядок.
Будут пруды – будут рыбы. Будут рыбы – будут птицы, звери,
человек.
Вся суть в этом.
Недавно в пруды запустили карпа, карася, толстолобика, линя.
Получили удовлетворение от того, что мы это сделали.
А здесь, в Подольском районе Подмосковья, в микрорайоне «Родники», мы вкладываем
средства в школу.
Хотя отдача, может, и мизерная, если считать по деньгам, но
и в Малых Бикшихах, и в «Родниках» люди говорят «спасибо». А это дорогого
стоит. ФОТОРЕПОРТАЖ О ВИЗИТЕ В.ПУТИНА
В НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ
|