Ревель Федорович Федоров, председатель Союза художников
Чувашской Республики
-Какую выставку сейчас готовите?
-В Москве, на Пречистенке, 21, выставочном зале Российской академии
художеств, готовится моя персональная выставка «В тиши природы провинции
российской». Она откроется 3 августа в 16.00 и будет экспонироваться по 20
августа 2010 года.
Приедут мои друзья из Ярославля, Самары, Чебоксар, Саранска,
Саратова, все известные художники Поволжья.
В экспозиции - 135 картин, живопись и графика. Выставка
приурочена к моему юбилею – 80-летию. Картины для показа подобраны так, чтобы
выразить мое творчество, мое искусство, мое амплуа.
-А как бы вы сформулировали особенности своего творчества?
-Художник должен выражать свою эпоху. Я постарался выполнить
эту задачу, как мог.
-В течение двадцатого века было несколько эпох: царизм,
большевизм, авторитаризм, волюнтаризм, свободный рынок…
-…Все они одинаковые для России.
-К какой творческой школе вы себя относите?
-Я современный художник - реалист.
Слово «современный» здесь - потому, что реалисты - они
разные: в девятнадцатом веке – одни, в
двадцатом, двадцать первом – другие.
-Как бы вы сформулировали, что такое «сегодняшний реализм»?
-Реализм сегодняшний основан на восприятии мира в том
содержании, которое ему предназначили бог
и сама природа.
-Вы – верующий?
-Да. С момента, когда
мама меня, еще очень маленького, привела
за руку в церковь.
-Кто ваши родители?
-Крестьяне.
-Где вы родились, учились?
-Я родился в Урмарском районе Чувашии в деревне Большие
Чаки.
Окончил Чебоксарское художественное училище и художественный
вуз в Харькове. Одиннадцать лет заняло мое профессиональное обучение.
-Кто был вашим кумиром в годы учебы?
-В училище - Спиридонов и Сверчков. А потом, когда учился в
вузе – Рембрандт, Рафаэль, Тициан.
-А кто - сейчас?
-Сейчас очень сложно назвать кого-то кумиром. Не на ком
делать акцент. Кроме Рублева.
-С какого момента у вас исчезли кумиры?
-С момента, когда выработал
собственный стиль, собственное восприятие мира.
-Сколько у вас картин?
-Не считал. Вероятно, чуть больше полутысячи.
-Где они хранятся?
-Многие лежат на антресолях в виде набросков, этюдов. Многие
работы ушли в коллекции: чтобы содержать
творчество, заниматься им, художнику надо иметь материальную базу.
-В чем, по-вашему, цель
творчества?
-Восприятие мира таким, каким его представляют бог и
природа.
-С каким настроением зрители воспринимают ваши картины?
-По-разному. Кто-то -
с восторгом, кто-то - с сожалением, что «художник заблуждается».
-У вас есть идеологические оппоненты?
-Да, есть. Иногда я и
сам могу оппонировать себе.
-Как относитесь к мнению критиков?
-Оппоненты со стороны для меня не представляют интереса, не
являются фактором, влияющим на мое творчество.
-А если оппоненты - авторитетные?
-Для меня авторитеты – художники прошедших эпох.
-С какого года вы руководите Союзом художников Чувашии?
-С 1991 года. До меня союзом руководил Федосеев.
-Сколько человек в союзе сейчас?
-134. А в 1991 году их было примерно в два раза меньше.
-Каков уровень их профессионализма?
-Качество совершенно разное, от «а» - до «я».
-Вы принимаете всех, кто хочет войти в союз?
-Нет: только тех, кто может сесть за круглый стол с другими
членами союза. Если же духовное, внутреннее взаимопонимание не достигнуто, то
не получается с приемом.
Бывают индивидуальные
разногласия, но бывают и расхождения по общему восприятию мира
искусства, природы, действительности.
-Вы пишете книги?
-Книг не писал, писал очерки для себя. Заметки. О пленере, моем отношении к женщинам…
В моем альбоме эти тексты использованы.
-У вас есть семья?
-Я женат вторым браком. От первого брака у меня двое детей,
оба - художники. Во втором браке – приемная дочь, она тоже сейчас художница.
-Какую книгу вы бы хотели
написать?
-Я не собираюсь писать книгу. Времени отпущенного - так
мало, надо попытаться реализовать себя в основной профессии.
-Как относитесь к фотографии?
-Фотографию я не считаю особым творчеством. Есть спорные моменты
относительно утверждения, что «фотография – искусство».
-В Чувашии несколько союзов художников…
-Три союза.
-...Как вы могли бы их охарактеризовать?
-Наш союз - союз профессионалов, остальные два - сермяжные.
-Помягче нельзя подобрать термин?
-Я применил слово «сермяжный» потому, что туда принимают
кого угодно и как угодно. Подал заявление – и приняли. А у нас такого нет.
Уровень профессионального отношения человека к искусству учитываем.
-Дело - в наличии и отсутствии диплома?
-Не столько диплома, сколько – профессионализма.
-Какие имена в чувашском искусстве для вас что-то значат?
-Их я уже назвал.
-Двоих – Спиридонова и Сверчкова.
А Миттов?
-Он - мой современник. Я не могу назвать его своим кумиром.
-Какие же люди определяют современное чувашское искусство?
-Я не берусь отвечать на этот вопрос.
-Сейчас много внимания уделяется Кокелю.
-Его искусство - очень значимое. Он работал в исторически
сложное время. Одним из первых чувашских мастеров окончил Академию
художеств. В 1913 году, еще до первой
империалистической войны. Тогда много было ярких проявлений в идеологии, политике,
экономике, мир стоял на грани раскола, который впоследствии и произошел на
нашей земле, очень жутко произошел после Октябрьского переворота.
Кокеля не было в Чувашии, его сюда не пустили, он по рекомендации уехал в Харьков, организовал там учебное заведение
и создал творческую организацию художников. Его гражданская задача выполнена
сполна.
-То, что вы учились в Харькове, как-то связано с Кокелем?
-Впрямую не связано, потому что я мало тогда знал о
личности, особенностях характера Кокеля,
его творчестве.
Случайно получилось,
что я там учился. Когда я в 1957 году приехал в Москву поступать в
Суриковский институт, в столице проходил всемирный фестиваль молодежи. По этой
причине в Суриковском институте прием абитуриентов провели на один месяц
раньше. Я приехал поступать, не зная об этом. Таких как я оказалось человек
пятнадцать. Нас убедили поехать поступать в Санкт-Петербург и Харьков.
Я поехал в Харьков и поступил туда учиться.
-Ваши правила жизни?
-Главная ценность в жизни – взаимосвязь между людьми, доброе
человеческое взаимопонимание.
-А чем оно обеспечивается?
-Генетически оно зависит от отца с матерью, обеспечивается
воспитанием, идет от молока матери, определяется образом жизни. Но и
самовоспитание тоже важно, самостоятельное формирование личности.
-Какие цели ставите перед собой?
-Реализовать в своем творчестве оставшееся время, короткую
финишную прямую, ту данность, которая мне дарована от природы, богом.
-Во сколько часов вы встаете?
-У меня нет жесткого регламента. Я – «сова», поздно встаю и
ложусь.
-Спортом занимаетесь?
-В молодости - занимался лыжным спортом. Бегал дистанции
десять и пятнадцать километров. Имел первый спортивный разряд.
-Ваши дети вас понимают?
-Да! У меня с ними абсолютное, полное понимание. |