Бритвин Виктор Глебович,
художник, иллюстратор книг, преподаватель
-Когда и где вы родились, какая у
вас семья?
-Родился 10 июля 1955 года в
Чебоксарах.
Родители - инженеры, работали на
электроаппаратном районе.
У меня есть брат, он -
предприниматель. Родители - на пенсии.
Жена - преподаватель музыки,
преподает в детской музыкальной школе № 4.
Сын окончил сначала
художественное училище, затем – педагогический институт, по специализации «психология педагогики». Он защитил
диссертацию, кандидат наук, преподает в педагогическом колледже.
-Где и у кого вы учились?
-Я учился в Чебоксарском художественном училище у
Гурина Василия Степановича, Григория Савушкина, Розалии Михайловны Ермолаевой.
После училища поступил в
Ленинградский институт живописи,
скульптуры, архитектуры имени Репина, на факультет графики. Поступил - в
1977 году, а окончил - в 1983-м. В вузе я учился у профессора Епифанова
Геннадия Дмитриевича. Затем когда он нас покинул, ушел из жизни, учился у Чарушина Никиты Евгеньевича. Оба преподавателя
- очень хорошие иллюстраторы, грамотные люди, с хорошим вкусом.
Епифанов Геннадий Дмитриевич был
очень требовательный человек, он научил нас, студентов, оценивать свои работы
по самым высоким меркам.
Никита Евгеньевич Чарушин много
дал нам как прекрасный иллюстратор-рисовальщик. Я очень им благодарен.
Очень хороший был у меня
педагог Крылов Александр Константинович.
Сейчас он – профессор академии. У него в Питере - своя мастерская
церковно-исторической живописи. Мы иногда с ним переписываемся, встречаемся.
-Сейчас вы сами обучаете студентов рисованию. Каковы ваши
преподавательские принципы?
-В отношениях между всеми людьми,
в том числе - преподавателями и студентами, важна, прежде всего, порядочность.
Нельзя унижать тех, кто от тебя зависит.
Но студент должен четко
осознавать свою задачу. Если есть задача, цель, то он будет ее достигать, работать.
Потому я стараюсь каждому студенту дать четкую,
ясную программу действий, программу обучения, поставить задачу. Как в целом
процессе обучения, так и в каждом
конкретном случае, конкретной постановке.
Каждый раз, когда подхожу к ученикам, студентам, стараюсь поставить перед ними очередную задачу. Пусть она будет небольшая, но она
должна быть решена.
Стараюсь научить их
самопрограммированию. Ведь цель обучения – она в том, чтобы мы, преподаватели, дали студентам
в руки инструмент для самообучения.
Художник должен учиться всю
жизнь, самосовершенствоваться. Это возможно только в случае, если будет задана
программа самообучения.
-Вам приходилось говорить
студентам, что они ошиблись с выбором факультета?
-Приходилось. Но при этом я пару раз
ошибался, оказывался не прав. В конце концов, студенты, которых я критиковал,
начинали очень серьезно заниматься и доказывали, что чего-то стоят.
-Что вы могли бы назвать своими достижениями?
-Достижения…Не знаю.
Напротив, вокруг меня есть много простых
вещей, которые меня просто радуют. Например, сын
создал семью, подарил мне внука, ему уже пять лет.
Сын занимается стихами,
живописью. Он -талантливый живописец, талантливый
литератор. Я прочитал некоторые из его маленьких стихов, они меня просто потрясли философской глубиной.
Не потому что автор - мой сын. Любой другой, кто написал бы такие вещи, вызвал
бы у меня бурю восторгов. Мне приятно, что это написал он. Его маленькие литературные вещи потрясают художественностью.
Он пишет маленькие стихи в стиле хайку, выпуская их мизерными тиражами
самодельные книги, сам же их иллюстрирует. Получается очень красиво, интересно,
необычно, остро, свежо.
Меня греет и радует то, что это
есть в человеке, что у него - наполненная жизнь.
Бывали у меня интересные моменты,
связанные с учебой, преподаванием. Очень много было приятных моментов в жизни. Самое
интересное – период обучения в Питере, периоды
летней пленэрной практики, когда мы выезжали в разные места страны. Это были
очень хорошие, свободные времена, когда много было сделано, передумано, много
было различных приключений. Эти поездки остались в памяти как наиболее яркие,
интересные, глубокие.
-Какие страны, кроме России, вам
нравятся?
-На меня очень большое
впечатление произвела Франция, Париж.
В каждой стране есть что-то
интересное, свое. Я бывал в Польше, Германии, Голландии, Бельгии. Но больше
всех нравится Франция, не могу объяснить, почему. Какое-то в ней особое настроение,
особый колорит.
За границей всегда очень
интересно смотреть на природу, людей, их
настроения, отношения. На то, как они проводят свободное время.
Кстати, я не ожидал, что Париж –
серый.
Сплошь серые здания. В Париже люди вечерами могут просто танцевать
на улице. Там много негров, индусов. Поначалу это шокирует. Впечатление необычное: по европейскому городу
идут сплошь темнокожие люди, продают
сувениры, другие товары.
Процесс этнического смешения неуправляем сейчас. Во Франции пытались упорядочить процесс, но это не возымело действия. Приток в Европу
выходцев из Африки и Азии усиливается, европейская раса ассимилируется.
-Что вам интересно в чувашском искусстве?
-В чувашском искусстве я бы выделил
народное искусство, а в нем – вышивку. Чувашское искусство - яркое, уникальное.
В этническом плане оно имеет большой вес и значение.
Если говорить о живописи, то мне трудно сказать, к примеру,
что есть чувашская живопись или марийская, удмуртская…Наверное, есть просто
живопись, а есть - «не живопись», есть искусство, а есть - «не искусство».
Думаю, говорить о национальном своеобразии
в живописи не стоит: все чувашские
художники прошли российскую, европейскую школу.
-Какова цель искусства?
-Мне кажется, искусство призвано объединять людей. Раскрывать человека
человеку.
Люди по природе своей - одиноки. Трудно
рассказать другому человеку свой сон.
Невозможно. Он не поймет. Потому что сон – это душа. Гораздо больше, чем
информация.
Искусство существует для того,
чтобы протягивать от человека к человеку ниточки понимания. Для того, чтобы
чужому, в принципе, человеку, который слушает музыку или читает произведение
литературы, раскрывалась душа художника. Чтобы он в этой душе находил свое
отражение. И ощущал, что он не одинок в мире.
Время все расставляет по своим
местам. Кого-то люди забывают, кто-то остается в истории.
Функция объединения очень важна –
я говорю не столько о взаимопонимании людей, сколько об их сочувствовании
друг другу.
Бывает, вижу вещь, которую не
понимаю: для меня неизвестны ее содержание, функции, но определенная эмоция у
меня возникает в любом случае.
Если это та эмоция, которая
владела художником, то произведение - удачное,
оно выполняет свою задачу, художник добился того, чего хотел.
Но иногда искусство разъединяет,
поскольку направлено на узкую группу людей-единомышленников. На мой взгляд, такое
искусство ближе к аттракциону.
Некоторые вещи «аттракциона» мне
удивительно нравятся, вызывают восторг, они сделаны с юмором, мастерством. Как
их называть, искусство это или нет? Вопрос.
Но, тем не менее, мне интереснее
делать другие вещи.
-Как строится ваш рабочий график?
-Четыре дня в неделю я занят
преподавательской работой в училище, а три дня в неделю я более-менее свободен,
занимаюсь творчеством.
Утром иду в училище, там я занят
до вечера, а когда прихожу домой, я уже выжат, и единственное, на что меня
может хватить – посидеть у компьютера, посмотреть сайты и блоги в интернете, переписываться с друзьями и
т.д.
А творческие дни занимаю
живописью, графикой, работой над книгами.
Честно говоря, мало отдыхаю, не умею отдыхать, есть такой недостаток.
Постоянно погружен в заботы и работу.
Преподаю также на худграфе
педагогического университета, но там я меньше
занят. Основное – училище, там я преподаю с 1983 года. В училище готовят художников, а в
педагогическом университете - педагогов. Это сказывается на учебном плане: в
училище на живопись и рисунок отводится
двенадцать часов в неделю, в вузе
– втрое меньше, четыре часа в неделю. Естественно, и подготовка на худграфе
слабее. Как-то я там вел один курс, довел его до конца: по рисунку я на нем
преподавал. Меня очень напрягло то, что студенты в вузе были подготовлены хуже,
чем в училище: меньше успевали, мне приходилось в разы больше применять усилий. Программа - такая же, как и в училище,
но много теоретических предметов -по педагогике. Потому как профессиональные
художники студенты худграфа университета готовятся, к сожалению, хуже, чем
в училище.
Правда, сейчас в вузе открыли
академическое направление, оно дает очень хорошие плоды. Есть замечательные
педагоги: я бы вот выделил Чеботкина, блистательного живописца из Йошкар Олы, в
этом учебном году он будет выпускать свой курс, свою мастерскую.
То, чему он смог научить своих
студентов, заслуживает восхищения. Это
уровень не просто не ниже, чем московский и питерский, но и выше. Уровень
старой питерской школы, который сейчас во многом уже утрачен.
-Какое место российское
изобразительное искусство занимает в мировой табели о рангах?
-На мой взгляд, современное
российское искусство занимает не слишком выгодное место в мире. Но должен сразу
сказать: я не очень хорошо знаю всю российскую
живопись, возможно, есть много того, о чем просто не подозреваю.
В интернете стремлюсь посмотреть, прежде всего,
современную американскую живопись и некоторые
европейские школы. Сравнение убеждает меня в том, что российская академическая
школа, которой мы гордились и считали ее лучшей, идет на спад, становится менее продуктивной, чем
американская, европейская, французская, немецкая школы. Там просто вовремя
спохватились, и после периода явного
спада наметился очень серьезный, большой
подъем. То, что сейчас делают американские художники, очень впечатляет. Нам есть чему у них
поучиться.
-«Красота спасет мир» - эффектная
фраза или же она отражает реальное положение вещей?
-Художники - выразители того, что
всех людей беспокоит, мучит, вызревает в социуме подсознательно. Возможно, их
образы, метафоры являются выражением зерен,
зреющих в обществе.
Думаю, у каждого художника
найдется произведение, которое будет близко любителям живописи.
Рисование - интересная работа,
она захватывает, забываешь обо всем.
-Какая тенденция вас не
устраивает?
-Художники делают свое дело,
пишут картины. Но вот обратной реакции некомплиментарного свойства - очень
мало. Это плохо. Критика изобразительного искусства у нас в Чувашской
Республике практически отсутствует. Трудно назвать людей, которые бы серьезно анализировали бы изобразительное творчество и писали то, что интересно как для широкого круга
читателей, так и для самих художников.
Да, без зеркала можно прожить, но можно и одичать. Отсутствие
критики – серьезная проблема искусства и общества.
-С развитием интернета появилась техническая,
технологическая база для знакомства с
творчеством мастеров, популяризации их искусства, сравнения
творческих стилей, продажи картин. Насколько такая возможность используется в Чувашской Республике?
-Все больше художников приходят к
необходимости активнее позиционировать себя в интернете. Все чаще они осознают
себя частью мирового интернационального творческого процесса. Интернет дает возможность преодолеть «провинциальную отсталость», уравнивает шансы
столиц и «периферии». Все больше чувашских мастеров создают собственные сайты, где экспонируют свои картины. Процесс ограничивается экономическими соображениями: интернет – дорог, а окупится сайт или нет, еще
неизвестно. Люди привыкли сразу получать
прибыль за вложенные средства. Вложил деньги - нужна отдача. А отдача может сразу и не последовать: раскрутка имени,
имиджа – процесс непростой.
Для кого-то интернет уже важнее
телевидения, а кто-то еще не знает, что
это такое, мировая сеть. Понимание
необходимости такого рода вещей, наверное, многим надо еще и объяснять.
Хотя творческая молодежь очень
быстро поняла все преимущества интернета и активно осваивает его как инструмент
приближения к любителю искусства,
инструмент купли-продажи картин.
Многие наши молодые художники, которым пока еще не по карману иметь
свой сайт, выставляют работы на коллективных сайтах интернет - магазинов, продающих картины.
Иногда они показывают свои картины сразу на нескольких сайтах одновременно.
-Кого бы вы выделили среди
художников Чувашской Республики?
-В Чувашии очень много сильных
художников.
Ревель Федоров, блистательный наш
живописец: с каждым годом его творчество становится все более ярким и
выразительным.
Уникальный художник Праски Витти.
В этом ряду - Константин Долгашев,
Андрей Анохин, прекрасный рисовальщик Владимир Иванович Агеев, очень яркий Арапов Владимир Яковлевич,
великолепный Чураков.
Из графиков - Игорь Улангин, Юля
Аникина, Александр Михайлович
Федосеев. Милославская – прекрасный
акварельный живописец.
В этом ряду - шумерлинец Поляков, Никифорова Лена…
Художник, которого я очень люблю,
каждая его работа для меня - открытие: Олег Польдяев.
Гуля Кабилова, Катя Туманова – превосходные, очень тонкие,
интересные художники. У Тумановой - такое женское, женственное, я бы
сказал, искусство.
Александр Федоров - очень интересный
художник, окончивший академию в Санкт-
Петербурге; часто выставляет свои работы, на сезонных выставках, очень
талантливый, блистательный, эффектный живописец.
Попов - прекрасный график…
Боюсь, кого-то не вспомню, плохая
память на фамилии. Очень много можно назвать
имен, когда возникает вопрос о чувашской живописи. Я с очень большой теплотой и нежностью ко всем
им отношусь, люблю их.
Много талантливой молодежи: я
думаю, более талантливой, чем предыдущие поколения.
-Вы верите в прогресс искусства?
-Да. Ведь постоянно идет накопление опыта в
образовании, осмысление опыта и традиций
предыдущих поколений, их переработка, обновление. САЙТ В.БРИТВИНА
ИНТЕРВЬЮ
|