Вячеслав ОРИНОВ, режиссер
ВНОВЬ В МОСКВЕ
В 2007 году в очередной раз я оказался в Москве по воле судьбы, в которую всегда верил. Значит, начался новый период жизни, а это всегда - переосмысление, пересмотр опыта, новые цели, задачи. И в плане творчества, и в плане самоутверждения. Судьба мне преподносила много сюрпризов, которые можно было бы назвать, с точки зрения эго, неприятными; но я назвал бы их неким испытанием, предначертанным сверху, подготавливающим к самообновлению и подталкивающим к более полной самореализации.
Всегда для меня было главным то, кто меня окружал и окружает. Окружение определяет новые чувства, новые идеи, новые планы, новые перспективы… Люблю неординарных людей. Да и вообще, любовь к ближнему составляет главную квинтэссенцию моей жизни и творчества, которому посвятил более трех десятков лет. Мне интересны личности, которые несут в себе то, чего нет в тебе самом, то, что может спровоцировать на дальнейшее развитие. Сам от себя раздражаюсь когда не получаю постоянной подпитки для души, ума и сердца. Мне в жизни повезло на учителей и друзей.
Среди учителей один из самых основных, главных - Анатолий Васильев. Великий режиссер и великий педагог, у которого мне посчастливилось учиться в ГИТИСе. Он буквально перестроил мне мышление, поменял образ жизни. На поле характера, воли и темперамента посеял профессиональные знания и навыки, целеустремленность, преданность избранному делу, фанатичное служение ему, научный подход к профессии, бескомпромиссность в творчестве.
Учеба в ГИТИСе - мой первый московский этап жизни.
Второй связан с именем нашего земляка, бизнесмена и мецената П.Н.Муллина. Он помог написать прекрасные страницы истории Чувашского государственного театра юного зрителя им. Михаила Сеспеля, в котором я тогда трудился в качестве главного режиссера.
Сначала коллектив театра был приглашен на первые гастроли в Москву. Строгий экзамен, успешно сданный перед московской публикой и взыскательными критиками, положил начало новому развитию молодежного театра. Он также способствовал подготовке нового поколения актеров и зрителей.
Прежний, сложившийся имидж театра, в творчестве которого назидательность сочеталась с задачей «воспитания юношей и девушек в духе решений партии и правительства», не отвечал веяниям времени и стал тормозом в трактовке драматических произведений, не позволяя выходить за рамки бытового реалистического видения.
Но молодежная составляющая со всеми присущими ей свойствами – стремлением к эксперименту, новациям, самоутверждению; интересом ко всему самому лучшему – должна была остаться в имидже театра, и осталась.
Время доказало правильность избранного пути: театральная труппа раскрылась с неожиданной стороны, набирала опыт универсального актерского мастерства. Театр был на слуху, экспериментировал, у него появились новые авторы, каждый спектакль становился событием.
Активное экспериментирование нравилось не всем. Тем не менее, театр вписал немало новых страниц в историю чувашского профессионального искусства.
Оценку собственному театральному эксперименту я ставить не хочу, оставлю возможность судить о нем искусствоведам и историкам.
Третий мой московский этап начался со встречи с руководителем Исполкома Чувашского национально-культурного объединения Москвы Владимиром Селивестровым.
Энергичный организатор, великолепно и разносторонне подготовленный профессионал, юрист, финансист, остро чувствующий свои корни и смотрящий далеко вперед, он добровольно взвалил на свои плечи большую общественную работу по культурному сплочению весьма значительной московской чувашской диаспоры.
Как человек дела, он сразу понял, что эту работу нужно делать на системной профессиональной основе. Собрал команду и поставил дело на другой организационный, творческий уровень. Честь ему и хвала!
БОРЬБА С ДИЛЕНТАТИЗМОМ
Жизнь сама заставляет людей корректировать жизненные принципы, находить оптимальные пути развития и вырабатывать правила игры и поведения. Сколько заблуждений, самообмана и ложных пристрастий было в нашей истории! Не нужно заново изобретать велосипед. Прошлое, если внимательнее в него всмотреться, само подскажет, в какую сторону двигаться.
Ответ простой и банальный: каждый должен заниматься своим делом и делать его профессионально.
Как режиссер, могу утверждать: в жизни многие пытаются играть чужие роли, написанные явно не для них.
Возможно, когда – то эти роли вполне соответствовали их человеческой сути, но ситуация существенно изменилась, а они – не поняли и пытаются цепляться за привычную роль, разочаровывая зрителей и снижая авторитет всего «актерского коллектива».
От этого несоответствия - жизненные драмы, трагедии, катаклизмы, задевающие самых разных людей.
Чтобы избежать подобного, всем нам надо прислушиваться к своим внутренним устремлениям, которые непременно подскажут и определят место в жизненном пространстве, возможность самореализоваться.
Амбиции амбициям - рознь.
Умение вовремя остановиться и сказать самому себе «нет» - поступок, возвышающий на другой уровень сознания.
Режиссеру, да и любому другому руководителю коллектива, надо всегда помнить о том, что рядом с тобой - люди, чьи судьбы связаны крепкими узами человеческих, социальных отношений. Когда возникает несоответствие роли и «актера», оно часто очевидно для всех, кроме самого заигравшегося «актера». Сложившееся самомнение путает все карты и мешает ему принимать адекватные решения.
Голос разума, голос совести и, самое главное, голос божественный не дадут человеку сойти с истинного пути. Но их нужно уметь различать в тысячах голосов соблазнов и «не тех подсказок».
Этот уровень – уровень мудрости - приходит с опытом достижений и ошибок, завися также от генетических предпосылок.
Если роль и суть «актера» находятся в гармоничном тандеме, будущее сулит интересную жизнь, наполненную творчеством.
Не обязательно быть художником, чтобы заниматься творчеством.
На любом поприще, если к нему лежит душа, можно свернуть такие горы, что даже атлантам не снились.
Но в основе основ, как я думаю, все же лежит чувство любви к человеку, чувство любви к делу, которому решил посвятить свою жизнь.
Мне приходилось наблюдать людей, явно случайно попавших на ту или иную роль. Выгребать их авгиевы конюшни приходилось многим. Особенно опасно, когда в важной роли оказывается человек поверхностный и себялюбивый.
Нам, чувашам, еще далеко до уровня цивилизованных народов, но к этому мы должны быть устремлены.
Поменьше бы наступать на одни и те же грабли. И надо бы научиться отличать белое от черного, ибо дальтонизм стал как бы нормой жизни. А для того, чтобы вырваться из круга дилетантизма, нам необходимо уважать профессионализм и высокую культуру, осознавать себя как частицу природы. Иначе все - противоестественно и безнравственно.
Нравственная сторона медали должна быть доминантной. Высказывания, типа «вот мы наладим экономическую структуру жизни, и затем все силы бросим на человеческий плацдарм» приводят к глубочайшему заблуждению.
Человеческий фактор должен диктовать нам образ жизни и образ мыслей.
Эффективный и экспрессивный образ - двигатель не только отдельно взятой личности, но и всего общества.
Вот этим я и занимаюсь – созданием художественных образов, которые являются сильнейшими инструментами воздействия на умы и сердца людей. А дилетантам это часто не нравится, потому что мешает тиражировать создаваемые ими довольно уродливые образы.
Борьба с дилетантизмом – стратегическая задача, при решении которой можно рассчитывать на качественное изменение жизни народа и Отечества.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА - СИЛА И МОЩЬ НАРОДА
Насколько сильна корневая система флоры, настолько она жизнеспособна - это аксиома. Подрубаешь корни - все высыхает.
Такой подход уместен и к человеку.
Много поколений, к сожалению, выросло без корней. Отсюда, я думаю, все наши нынешние беды.
На извечный вопрос «кто виноват» история постепенно даст ответы. А нам нужно взращивать новые ростки с сильной корневой системой, чтобы общество крепко стояло на ногах.
Основа строительства нового человека и нового общества - история и культура.
Кто ты и откуда родом – вот первейшие вопросы, которые всегда задают человеку, стремясь узнать его лучше.
Хочется верить, что ушли те времена, когда историю переписывали в угоду времени и личности. Мы и сегодня пожинаем плоды манкуртизма. Манкуртизм - прямая угроза исчезновения наций и народностей. Осознание этого зла спасет от нежелательных эксцессов и катаклизмов.
Надеемся, что, как говорил один из политиков, «процесс пошел» в этом направлении.
Чуваши – равный из равных народов.
Мой народ никогда не вел захватнических войн. И это вселяет в нас, сегодня живущих, дух чистоты и спокойствия.
Толерантность и уважение других наций, их истории – отличительное свойство нашего этноса. Никто не может упрекнуть нас в агрессивности. Доброта, вежливость, трудолюбие - черты, присущие чувашам.
Четвертый по численности народ России, у которого - богатая и насыщенная событиями история, и сегодня проявляет свои лучшие качества в экономической, политической, культурной жизни российского общества. И, надеюсь, славные сыны и дочери чувашского народа впишут еще много замечательных страниц в историю страны.
Но для того, чтобы все это свершалось, нужна объединяющая сила, а сила заключена, в первую очередь, в нашем родном чувашском языке, который настолько красив, что представители других народов, услышав речь, просят говорить еще и еще.
В нашем языке - красота наших полей и рек, журчание родников, пение птиц, размеренный труд селян, звуки народных песен, в которых – и трагический драматизм, и оптимизм.
В нашем языке - шелест трав, игра добрых солнечных лучей, музыка свирели пастуха, материнское тепло.
В пропорциональной размеренности чувашского языка – уверенность в себе, надежность, мужественность, мудрость народа, его преданность Родине.
Было время, когда наши сородичи стеснялись говорить на родном языке. Наконец-то теперь везде и всюду слышится певучая, прекрасная чувашская речь. На всей территории России можно встретить земляков, которые стараются сберечь традиции наших предков.
Появились и активно работают национально-культурные объединения: Федеральная национально-культурная автономия чувашей России, Московская чувашская национально-культурная автономия.
Задача команды – сохранение народных традиций и обычаев, организация праздников, налаживание контактов между земляками. Встречи, организуемые национально-культурными объединениями, можно сравнить с живительным родником, освежающим тех, кто по разным причинам оказался вдали от малой Родины.
Активно работают также много-много других чувашских культурных обществ по всей России.
Чувство сплочения как нигде сильно развито именно в диаспорах, и оно возвращается в саму Чувашию, где сейчас происходят и отчетливо позитивные, и удручающе негативные процессы, вызывающие как гордость, надежду, так и разочарование народа.
Особая боль души – чувашское село. Нельзя равнодушно смотреть на то, что разваливается хозяйство, возведенное нашими дедами и отцами; спиваются люди, десятки тысяч мужчин уезжают на заработки в дальние регионы. В мирное время уезжают, как в военные годы.
Во многом благодаря селу сохраняются чувашский язык и родная культура. Именно трудолюбие сельчан, их преданность национальным традициям - основа развития народа в реалиях новой цивилизации.
С учетом сказанного надо бы выстраивать свою политику государственным мужам республики. Многие начинания Президента Н.В.Федорова, безусловно, нужно приветствовать: строительство дорог, водопроводов, газовых коммуникаций, развитие современных информационных технологий. Тем не менее, понятное стремление к стабильности административных структур (в правительстве и других властных эшелонах республики второй десяток лет - одни и те же унылые лица!) приводит к закисанию концептуального поля, торжеству примитивизма, усилению бюрократов, застою. Малый бизнес задавлен чиновниками. Его загнали в угол, задолбали, затрахали проверками, выжали из него все соки и требуют от него «прозрачности». Хотя сегодня по настоящему только он заботится о простых людях: создает новые рабочие места, решает социальные задачи по снижению безработицы, обеспечению семей, обустройству городов и сел. Крупный бизнес от рабочих отгородился китайской стеной. Кто реально является владельцем больших заводов – не известно. Одним достаются вершки, другим – корешки. Одним – привилегированные акции и регулярные дивиденды, позволяющие летать на уикенд с подружками в Куршавель, а другим – цифры на бумажках, которые можно разве что продать за бутылку плохой водки. С рабочими разговор простой: не нравятся условия труда – увольняйся! Ощущается нехватка концепции сохранения нации, учитывающей все особенности чувашского мира. Курс на рациональное использование этнической энергетики нередко истолковывается чиновниками как курс на ее торможение, гарантирующий им стабильность. В результате новые творческие молодые поколения, пересидев в ученических классах, перебродив в «начинающих» у «мэтров», скисают, не создав своих лучших поэм, пьес, книг, картин, спектаклей, фильмов; молодое вино превращается в уксус, так и не одарив мир изысканным вкусом, возвышенными мыслями и чистотой чувств.
Стоит ли столь мизерная цель, как стабильность в чиновничьих редутах, таких средств, столь дорогой платы?
Чувашия соскучилась по реальному обновлению на поле экономики, бизнеса, искусства. С кем ни поговори - люди жаждут от Президента Н.В.Федорова решительной смены курса в стратегии, выхода республики на новый уровень деловой и культурной активности.
Люди в Чувашии не понимают, как можно контрольные пакеты акций отдавать на сторону, отжимая собственных бизнесменов, заинтересованных в развитии производства, а не в его перепродаже частями.
Ставка должна делаться на стимулирование малого предпринимательства, одаренной молодежи и обеспечение ей всех условий для работы, на усиление равноправной(!) деловой и творческой конкуренции, а не на создание административных подпорок монополистам и соцреалистам.
Как бы ни были талантливы и умны руководители хозяйственных отраслей, они не должны игнорировать мнение представителей малого бизнеса, творческой интеллигенции, простых граждан.
Ставя во главу угла учение нашего великого ученого Г.Н.Волкова – этнопедагогику – нам нужно жить и писать свой портрет, делать все дела, танцуя, как говорится, от этой «печки», а не копируя слепо хваленые западные образцы.
Нужно изучать, знать, уважать все культуры; но культура, впитанная с материнским молоком, для нас - главная. Нельзя нам об этом забывать. Иначе придется держать ответ перед ушедшими поколениями и перед нашими матерями.
У нас в памяти звучат песни, спетые матерью или бабушкой, песни, звучавшие на сенокосе, посиделках, играх-хороводах. Свадебные песни, рекрутские… Как интересно проходят праздники, самим народом срежиссированные!
«Живи и помни»! - призывал один из великих российских писателей, и нам надо бы к его призыву прислушиваться.
Глобализация и повсеместная ассимиляция способны привести к таким социальным катаклизмам, что природные катаклизмы могут уйти на второй план.
Противостоять новым угрозам можно только вместе, сохраняя свой национальный колорит, родной язык и свою культуру.
ОБРАЗЫ В ОБРАЗАХ
Все писатели, художники (в широком понимании этого слова) материалы для своих произведений черпают из жизни, они изучают и перерабатывают их в себе, преломляя через призму своего мироощущения, мировоззрения, создают выразительные образы времени, жизни, людей.
Чем талантливее творец, тем тоньше чувствует происходящие в жизни перемены.
Где-то интуитивно, где-то по опыту его размышления переходят в виде художественных образов на чистый лист, холст, нотную бумагу, экран или сценические подмостки.
Образность свидетельствует о качестве дарования. Однако же, дарование подразумевает и человеческую сущность. В итоге художественная деятельность окрашивается божественными или же дьявольскими красками. Личностные качества играют первостепенную роль в творчестве. Через восприятие действительности - к образу личности, а затем - к художественному образу, такова схема.
Каким бы гениальным ни был художник, он начинает работу над созданием своего произведения зарисовками и поисками типажей. Так, великий Александр Иванов до окончательного варианта картины «явление Христа народу» сделал десятки, сотни эскизов и отбирал краски по крупицам. Ведь, образ-то накапливается.
Каждому художнику, бизнесмену, общественному деятелю хочется создавать шедевры. Без этого стремления ничего путного не получится. Надо быть максималистом, пока есть порох в пороховницах.
Каждый может привести примеры людей, которые начинали неплохо, но захлебнулись в почести и славе. В любви к себе забыли о приличиях, скромности и шли к очередной медали по головам.
Если рядом с такими оказываются люди талантливее их, себялюбцы тут же начинают плести против них интриги.
Разница – в том, что талантливые личности, как правило, не являются интриганами, этот жанр им неинтересен. Но интриги – мощное оружие, и тот, кто им пользуется, нередко добивается своего.
Я знаю высокопоставленного деятеля искусства, который, интригуя против кого-либо, на публике стремится показывать, как сильно сочувствует ему. Очень искусно научился это делать. Столько загубленных человеческих судеб на совести интригана и умелого добытчика очередных наград!
Правда, идя по головам, он растерял все, что умел и имел божественного. Но своего добился: власть предержащие превратили его в «образец».
Тип такого высокопоставленного деятеля от искусства сам по себе тоже представляет некий интерес для художника.
Высокопоставленных столько развелось, и так они замутили воду!.. Внешне, казалось бы, каждый - красив, коммуникабелен, респектабелен, мило улыбается. Но за оболочкой скрывается сногсшибательная пустота, трусость, злость, человеконенавистничество. Ну, как любит он, когда перед ним другие кланяются в пояс! Такие типы очень преданы «своему» руководителю.
Правда, ситуация может меняться. Но им - без разницы, они со всеми смогут ладить. Постараются посильнее пнуть предыдущего льва, лишь бы их не трогали. О, как любят такие делать «умные лица»! Но, как говорил барон Мюнхгаузен, «умное выражение лица - еще не признак ума».
Одним словом - образы в образах!
Но в любые времена были герои для подражания. Сегодня их тоже много. Нужно уметь разглядеть и вовремя поддержать их, ибо все интересное, настоящее, подлинное держится на них.
О СЕГОДНЯШНЕМ СОСТОЯНИИ ЧУВАШСКОГО ТЕАТРА
Есть реальная картина жизни чувашских театров, и есть -придуманная самими мастерами.
Нужен третейский судья, коими являются взыскательные зрители и требовательные высокообразованные критики.
Как бы нам ни хотелось избежать дифференцированного подхода, может быть, нелицеприятного для персоны, но разговор должен быть, т.к. приезд московских «некупленных» критиков у нас в республике не приветствуется, а погоду на театральной сцене делает один мэтр.
Был прекрасный период в жизни чувашского театра, когда на подмостках блистали мастера - А.Ургалкин, Б.Алексеев, В.Родионов, П.Иванов, Н.Степанов, Д.Столярова, Е.Шорникова, Г.Мадеева, С.Михайлова и другие поистине народные артисты, воспитанные такими блестящими режиссерами, как К.Иванов, Л.Родионов.
С приходом тогда еще молодого режиссера В.Яковлева появилось гармоничное сочетание традиций и нового опыта, рождались удивительные постановки. Но постепенно развитие театра в Чувашии остановилось. Это произошло с уходом со сцены многих мастеров, некоторых - на вынужденную пенсию. Новые молодые талантливые актеры и режиссеры оказались не у дел в связи с тем, что их творчество было отвергнуто новым главным режиссером В.Яковлевым. Когда-то очень прогрессивный, интересный, самоутверждающийся в творческой конкуренции с маститыми режиссерами, молодой В.Яковлев набрал наибольшую сумму успехов. Но, завоевав себе место под солнцем, он постепенно сам начал превращаться в маститого и вольно - невольно стал подавлять уникальную атмосферу творчества в театре. Как режиссер-постановщик, он ставил и удачные, и не совсем удачные, а, иногда, и провальные спектакли, но как режиссер-педагог по-настоящему не занимался воспитанием актеров, системным выращиванием новых «звезд» (хотя ведет актерские курсы в институте культуры и искусств).
Его усилия все больше направляются на сдерживание натиска новых талантов, а не на их поддержку и развитие. Для него интереснее власть над искусством, а не само искусство.
С момента усиления диктатуры мэтра начался спад и постановочного, и актерского уровня в театре чувашской драмы. Почему–то в этот момент рядом не оказалось молодых профессиональных перспективных режиссеров.
В.Яковлева устраивали режиссеры-актеры, а режиссером нужно родиться. Мэтр обратил внимание на благоустройство своей карьеры. Актеры театра понимали всю сложность ситуации, но ничего не могли делать, ибо актерская профессия - зависимая. Они были запуганы и загнаны в угол.
Жизнь не стоит на месте. Если в театре не происходят позитивные процессы, то накапливается критическая негативная масса. Благодаря мудрости режиссера Алексея Васильева, катализатором новых идей стал театр юного зрителя. Здесь ставились экспериментальные спектакли, творческая жизнь бурлила, как в весеннюю пору. Актеры, почувствовав новую волну прилива, окрылились, у них открылось второе дыхание. Разумеется, там тоже были сложные процессы: кто-то, не освоив актерского мастерства, выпал из гнезда, кто-то погнался за длинным рублем…Но, в целом, сложился новый творческий ансамбль, была открыта широкая возможность для раскрытия дарований. Так в авангард театров Чувашии вышел Чувашский государственный театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля, в репертуаре которого появились спектакли по пьесам многих талантливых чувашских драматургов - Б.Чиндыкова, Н.Сидорова, Н.Угарина, Ф.Агивера, Л.Сачковой, А.Пртты, А.Зайцева, А.Кибеча и других. Важное место в репертуаре заняли и русская, и чувашская, и мировая классика.
То, что произошло, оказалось и необходимым, и естественным. Но ТЮЗ создавал сильную и невыгодную конкуренцию! С этой конкуренцией не соглашался только мэтр, заботящийся об обороне своих завоеванных когда–то высоких статусных позиций от натиска молодых конкурентов. Как и многие в таких случаях, он начал использовать инструмент интриг, призванных доказывать его незаменимость.
В этом ничего особенного и не было бы, если театр был личным. Но театр – государственный, он решает задачи государственного уровня, существует на деньги налогоплательщиков.
Чувашские театры оказались на перепутье. Их будущее зависит от правильного ведения культурной политики. Но в ней, на мой субъективный взгляд, при всех очевидных успехах и достижениях, порой допускаются и досадные стратегические недочеты.
Ситуация в чувашских театрах - настолько противоестественная и пошлая, что интеллигентному человеку не хочется и говорить на эту тему. Тем не менее, такой расклад в каких-то неясных интересах поддерживается чиновниками. Возможно, они опасаются, что если обновить ситуацию в театре чувашской драмы, то это снизит уровень профессионализма актерского искусства.
Да, обновление – всегда риск, но отсутствие обновления – двойной риск.
Нет что-то в чувашском искусстве Дэн Сяо-пинов, которые бы, добившись многого в искусстве, добровольно продемонстрировали презрение к карьере, оставили все посты, сохранив главное – свой авторитет, человеческое достоинство, профессионализм. А, следовательно – реальную власть над умами людей.
На кон поставлены судьбы многих мастеров сцены, самих чувашских театров.
Поэтому требуется откровенный принципиальный разговор всех заинтересованных лиц.
Даже в политике, тяготеющей к традиции, стабильности, порой важное значение приобретает смена управленческой команды, даже если нынешняя действует очень эффективно; потому, например, вопрос «третьего срока» открыто и всесторонне обсуждается, дебатируется в российских СМИ. А ведь в театре чувашской драмы, который по своему назначению обязан постоянно продуцировать, создавать новое искусство, разрушать коммуникационные барьеры, управленческая команда не меняется значительно больший период. Как не проявиться застою!
Здесь напрашиваются мудрые оперативные волевые решения Президента Чувашии, министра культуры республики, иначе очень много можно наломать дров в области искусства. Разумные ограничения сроков правления, сменяемость команд должны стать нормой не только в социальном менеджменте, бизнесе, но и в искусстве.
Да, из каждого правила могут быть исключения. Но – только в порядке исключений, в случае, если есть очень веские рациональные обоснования. Талантливые профессионалы - имеются. Есть люди с опытом, эрудицией, талантом, они способны за короткий срок вывести чувашский театр из стагнации.
Нынешний руководитель театра, обладающий высоким профессионализмом, знаниями, несомненным талантом, тоже может принести немалую пользу в качестве очередного режиссера. Его богатый опыт должен идти на пользу дела.
Что касается ТЮЗа, то, на мой субъективный взгляд, творческая молодежь должна набирать опыта и действовать увереннее, имея программу-минимум и программу-максимум. И в РДТ, и в ТОП налицо нехватка молодых национальных кадров – режиссеров-постановщиков, эффективных современных менеджеров. Они должны прийти в театры.
Будущее - за ними!