Суббота, 27.04.2024, 20:51
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

М.Юхма: "Знание истории - необходимо"-2

-Насколько ваши издательские проекты  рентабельны?

 

-Они не рентабельны. Зарабатывать на книгах невозможно. Книги начинают давать прибыль после пятитысячного тиража. Мы такой тираж не можем распродать.  Нужны магазины, а у нас  своих нет.

 

-Кто вам помогает?

 

-Находим людей, которые помогают.

Вот сейчас недавно  я был в Москве, у генерального директора предприятия «Гамма» Ермакова Александра Алексеевича, он – русский, но давно интересуется нашей историей. Он спонсировал издание книги «Избранная чувашская поэзия» на русском языке.

Таких людей ищем, пытаемся находить.

Некоторые предприятия помогают. Например, Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры.

Все делается на личностных отношениях.

Очень горько становится от того, что заводы распродаются чужим людям, которым нет дела до чувашской национальной культуры. Вот тракторный завод строил весь чувашский народ, а когда мы обращались к директору Млодику –  не встречали  никакого интереса; зачем ему это?

Печально, что предприятия перестают поддерживать национальную культуру народа, на земле которого  работают.

 

-Как  вы  оцениваете деятельность ЧНК?

 

-Как я могу оценивать?

Все познается в сравнении.

Вот мы, Чувашский общественный культурный центр, работаем, можно сказать,   без  государственной   поддержки. 

На бюджетные   деньги ЧНК  проводит съезды, форумы, но кроме них  что-то тоже  ведь  надо делать!

В этом году Правительство Чувашии  выделило  ЧНК миллион,   а ЧОКЦ –  десять тысяч рублей.

Но и на эти крошечные  деньги мы провели  Фестиваль дружбы народов на земле  князя  Буртаса.

Князь Буртас – великий полководец начала XVII века, он возглавил чувашские отряды ополчения Минина и Пожарского. Когда ополчение стояло в Ярославле, своим приказом Пожарский назначил его  командующим всеми  войсками народов Поволжья.  И марийскими, и  вотяцкими, и татарскими, и чувашскими…В документах сказано, что в 1612 году князь Буртас  во время освобождения Москвы от поляков «проявил чудеса героизма и оставил свое имя в веках».

На его землях мы впервые провели такой фестиваль. Нашли человека  из деревни, откуда  он  родом:  по родословной он – его потомок,   даже фамилия   Буртасов.

Строится кафе, которое будет названо «Князь Буртас».

Наш талантливый скульптор Петр Пупин сейчас готовит памятник князю Буртасу и его друзьям Минину и Пожарскому.

Мы также провели  Фестиваль поэзии великой чувашской поэтессы начала XIX века Эмине - на землях, где Эмине родилась, выросла, погибла. Спонсировал фестиваль один предприниматель.

Мы провели также очень интересное мероприятие в деревне Пужарпусь Цивильского района, на земле любимой женщины полководца  Пайдула Искеева,  ее звали Миниса.

У Пайдула есть песня, в ней говорится: "Два крыла было у меня, одно крыло – чувашский народ, другое – любимая Миниса"...

Она погибла в руках царских войск. На ее землях мы провели очень интересный фестиваль в этом году. Надеюсь, там будет открыт памятник Минисе  и  Пайдулу.

...Оценку ЧНК я ставить не буду. Пусть они сами себе ее ставят.

У них – своя программа. У нас – своя. Мы по ней работаем:  делаем все, чтобы вернуть нашему народу историческую память. Потому что без нее народ никогда не возродится,  будущего у такого народа нет. Геббельс не зря  говорил: «Отнимем у народа память истории, и через поколение он превратится  в скот, с которым можно делать все что угодно».

 

-Что скажете о деятельности московских чуваш?

 

-Я был одним из инициаторов создания Общества чувашской культуры в Москве.  Возможностей у них  больше, чем у нас. Хотелось бы, чтобы они не теряли связи со своей малой родиной, с нами.  Еще  хочется, чтобы через них наши издания дошли до чуваш, живущих в Москве.

Мы дружим, держим связь.

Благодарны профессору Виталию Николаевичу Якимову за то, что он поддерживает наше движение.

Великой  души чуваш работает в Москве – Гурий Зиновьевич Крылов, он  продает наши книги.

Есть такие люди. Хотелось бы крепить нашу дружбу, связи.

 

-Что бы вы сделали, если бы были деньги и возможности?

 

-Мы бы провели третий всечувашский съезд, согласно программе которая была принята на втором всечувашском съезде в 1989 году. Программа эта напечатана.

Вот сегодня собрались люди на Большой совет ЧНК. Мы  сюда  с книгами пришли, разложили их на прилавке: кто хочет, покупайте!

Приходят, смотрят книги, в глазах – никакого интереса.

Вот посидят часа два-три, потом пойдут пить,  будут восхвалять друг друга, грамоты давать.

Не этим надо интересоваться! А тем, как преподавать чувашский язык за пределами республики, в городах, какую создать программу.

Я удивляюсь: до революции отец руководителя Правительства России Александра  Керенского, Федор Керенский,  директор Симбирской гимназии, русский по национальности, знал чувашский язык. Илья Николаевич Ульянов прекрасно знал чувашский язык. Не было проблемы. А сейчас, живя в Чебоксарах, дети – хотя, считается, их учат чувашскому языку - не могут говорить по-чувашски, не знают языка!

Нет нормальной программы обучения.

Та, что есть - это методологическая «каша».

Прежде всего, дети должны изучать разговорную речь,  разговорный язык.  А они изучают письменную речь.  Им дают грамматику,  они переписывают тексты. Так нельзя научиться.

Я был в Германии, пытался понять, как они изучают русский язык. Побывал на уроке. Вот пришел учитель. Сел на парту к одному ученику и весь урок был разговорный. Учитель задает вопросы, дети - отвечают. Потом  дети задают вопросы, он отвечает. Учит говорить по-русски.

Я специально у него спросил: «Какая у вас задача?» Он: «Ставлю цель, чтобы дети умели разговаривать, общаться с русскими на их языке. А грамматику  они  выучат потом, если им это будет необходимо».

Такая же программа должна быть и у нас.

Если бы я смог созвать третий всечувашский съезд, я бы там поставил вопрос об обязательном включении в программу вузов,  которых в республике уже  много, этнического компонента – истории чувашского народа.

В Татарстане в любом филиале вуза обязательный предмет  «история татарского народа». У нас – нет такого. Хотя тоже республика, как и Татарстан, Башкортостан. Этот вопрос поставил бы.

Третий вопрос, который  я хотел бы поставить: о возвращении наших этнических имен нашим селам, нашей топонимике, нашим городам.

Скажем, есть в республике известное село Ижек. Историческое село, оно названо именем великого чуваша Ижека, жившего в эпоху Золотой Орды. Сейчас это село называется Ишаки.

Однажды мы проезжаем с одним моим гостем из Москвы, он спрашивает: «Почему Ишаки? Здесь что, ишаки живут?»

Неужели, нельзя переименовать, документально оформить, что это - село Ижек? Вполне можно это сделать в своей республике решениями нашего Правительства. Без проблем.

В Порецком районе более восьмидесяти процентов жителей – чуваши, а газеты на чувашском языке нет.

Все эти вопросы легко можно решить с помощью своего Правительства, на основе законов Российской Федерации.  Никого не ущемляя  при этом.

Много вопросов, которые можно осуществить, если решить финансовый вопрос.

 

-Оптимальное положение вещей, каким оно должно быть?

 

-Время  споров -  конфедерация или федерация? – прошло. Сейчас Россия – федерация. В этом положении Чувашия может многого достигнуть. Надо только умело  воспользоваться  всеми  существующими  выгодами.

 

-Вы уже, наверное, дедушка? Как дела в вашей семье?

 

-Моя супруга – известная писательница, педагог Роза Шевлепи, мы вырастили троих детей:  старшая  дочь Илемби, сын Атнер, младшая дочь Эльби.  У нас семь внуков и правнучка, которую зовут Айби,  ей два года. Вот живем потихоньку,  помогаем  друг  другу.

Роза Ивановна Шевлепи издала очень интересную книгу для семейного чтения. Всего у нее шестнадцать книг.

Наша  внучка, которой скоро девять лет,  издала уже третью книгу – «Настина азбука». Благодаря  бабушке, она  очень рано начала слагать стихи и, играя со своими куклами, читала их им. Бабушка слушала-слушала и задумала поставить около игрушек записывающую аппаратуру, стала записывать внучкины  стихи, песни, рассказы, которые она рассказывает своим  куклам. Сначала издали первую книгу – «В невидимой стране». Потом вторую  - «Путешествие на другую планету». А третья  – «Настина азбука - заняла первое место в республиканском конкурсе юных талантов.

Сейчас внучка  готовит четвертую книгу,  она уже сама ее пишет. Вот это для меня  радость!

 

-Чем занимаетесь кроме работы? Вы в шестнадцать лет стали чемпионом Чувашии по шашкам.  Сейчас интересуетесь  игрой?

 

- Кроме работы сейчас ничем не увлекаюсь.

Работаю много.  Я в любое время могу  трудиться.

Шашками  не интересуюсь.

Да, в семнадцать лет я играл на первенстве Российской Федерации, занял 3-4 место, это было в 1954 году, в Москве. Я тогда закончил среднюю школу.  Меня мой тренер, до сих пор помню его фамилию, мастер спорта Хейф, хотел оставить в Москве, в институте физкультуры, но я сказал: «Нет, я еду в Чебоксары изучать чувашскую историю и филологию».

Он очень не хотел меня отпускать, я это очень хорошо помню. Говорил: «Мы с тобой станем чемпионом страны, чемпионом мира, объездим весь мир». Но я не соглашался. Он обиженно проводил меня до вокзала, дал адрес, телефон: «Если передумаешь  - в любой момент приезжай, мы с тобой будем учиться в Москве». Но я бросил играть.

…Со мной шашки сыграли однажды очень дурную роль. Когда я работал  в книжном издательстве, там были любители игры. Мой начальник тоже любил играть. Понятно, все играли по-любительски. Но как-то  узнали, что я был чемпионом республики,  предложили: «Играй!» А мне - не интересно. Они стали смеяться,  говорить: «Наверное, ты уже забыл». Я  и подумал: «В самом деле, дай, сыграю».  Так легко сыграл:  закрыл начальнику  три шашки, как говорят, «загнал в сортир».  Все засмеялись.  И он, довольно известный писатель,  на меня обиделся.  Так и  не простил.

Я на эту тему даже рассказ написал - «Не играйте в шашки»…Честное слово, он  так и не простил.

Хотя, если бы я знал, что он будет так обижаться, я ему проиграл бы,  для меня  это  ничего не стоило.

 

-Вы пишете только прозу?

 

-Сейчас я пишу стихи.  Издал четыре хорошие книги стихов. Они пишутся сами собой.  Романы писать - нужна физическая сила. Устаю, ложусь на диван, прибегает ко мне любимая кошка, ложится на меня, я беру ручку, кошка мурлычет,  и я пишу стихи, читаю их кошке.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (11.11.2007)
Просмотров: 3526 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 2
2 Борис Борисович  
0
Буртасы -чуваши и татары,Пензенская область+Урмарский район Чувашии.

1 Юрий  
0
Уважаемый татарин, посмотрите в классификаторе тюркских языков, к какой группам относятся татарский и чувашский языки. Татарский это кипчакская группа, чувашский - булгарская. Т.е. вы разговариваете на языке кочевников, а мы чуваши на языке схожем булгарскому и хазарскому. Думаю, что большая населения Волжской Булгарии отатарилась под влиянием татар-монголов которые осели в самых развитых районах Волжкой Булгарии, а те кто не отатарились считают себя чувашами. Так что мы этнически с вами родственники близкие, хотите вы этого или нет.
С уважением

Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика