-Семья ваших родителей общалась с детьми Алексея Ивановича Яковлева?
-Редко. К Алексею Ивановичу и его сыну чаще ходил Иван Васильевич Дмитриев, очень интересный художник-чуваш, который бывал и в нашем доме.
Иван Васильевич прожил очень большую жизнь. Он не был женат, детей у него не было, но племянники у него есть.
Я его очень хорошо помню.
Он написал «Воспоминания».
Иван Васильевич многих художников знал и помнил еще по ВХУТЕМАСу, который закончил.
В годы моей юности, пятидесятые годы, он часто приходил к нам в дом на Ломоносовском проспекте. Писал этюды, написал мамин портрет.
Часть своих картин продавал иностранцам.
Был одинок, до конца жизни жил один.
Я интересовалась его необычным творчеством: как-то специально к нему поехала, и он подарил две картины.
Круг общения родителей был в основном университетский. Близкими папиными друзьями были Михаил Ильин, профессор древнерусской литературы и архитектуры, и Виктор Василенко, профессор фольклора, он преподавал народное искусство.
Отец почти полвека проработал в Музее изобразительных искусств заведующим отделом искусств Востока и преподавал в университете: тогда разрешалось совмещать.
Папа любил охоту, ездил охотиться в леса Черниговской области. Каждое летом мы на поезде ездили в село Седнев, очень живописно расположенное на берегу реки Сновь.
-Как вы трудоустраивались после учебы?
-В 1957 году я окончила МГУ и родила сына Васю, 28 августа. В день Успенья пресвятой Богородицы.
Не могла работать, тем самым избежала распределения: тогда отправляли в глубинку. Никуда не поехала.
В августе 1958 года на Кропоткинской улице, 12/2, сейчас это улица Пречистенка, в Москве начали создавать музей А.С. Пушкина. Сергей Михайлович Бонди, мой профессор, меня туда рекомендовал. Таким образом, я оказалась в коллективе научных сотрудников музея, основателем и директором которого был Александр Зиновьевич Крейн.
Музей только организовывался, в нем не было ни одного экспоната.
Я - филолог, все остальные научные сотрудники – тоже филологи- пушкинисты, но поскольку родители мои - искусствоведы, то меня определили в отдел изобразительных фондов.
Через мои руки прошло все, что приходило к нам в музей. Часть экспонатов нам передавали во временное пользование Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств.
Часть экспонатов нам передавали в постоянное пользование из подмосковных краеведческих музеев.
Часть экспонатов нам дарили или продавали.
У нас имелась закупочная комиссия, бессменным секретарем ее была я.
В 1961 году, 6 июня, музей открылся: посетители осмотрели экспозицию из восьми залов.
Потом, к двухсотлетию со дня рождения Пушкина, в 1999 году, была открыта новая экспозиция, которая существует до сих пор.
Имелась мемориальная квартира на Арбате, где Пушкин до женитьбы провел свой "мальчишник". Туда же он привез Наталью Гончарову после венчания, это было в 1831 году. Они прожили в квартире несколько месяцев и уехали. Эта квартира принадлежала Екатерине Николаевне Хитрово, хозяйке.
Дом сохранился, там до сих пор мемориальная квартира.
Хитрово - это была известная фамилия. Хотя более известна Елизавета Михайловна Хитрово, дочь Кутузова.
...Вся моя жизнь прошла во имя этого музея. Это - мой дом, в нем я трудилась.
-Какова дальнейшая история Соломенной сторожки?
-После смерти Ивана Яковлевича мои родители уехали оттуда. Соломенная сторожка была отдана моему дедушке, Алексею Дмитриевичу Некрасову, который преподавал в Тимирязевской академии. Затем дедушка уехал из Москвы в Горький, преподавал там в университете, организовал опытную станцию.
Еще до моего рождения Лидия Ивановна и Екатерина Алексеевна Яковлевы получили жилплощадь в разных местах.
Екатерина Алексеевна – в доме на улице Карла Маркса, сейчас - Старой Басманной, этот дом и сейчас стоит.
Другую жилплощадь члены семьи получили в Савеловском переулке, где потом жили брат моей мамы, Дмитрий Алексеевич, и его дочка, Лидия Дмитриевна, которая потом оттуда уехала.
-У кого могут быть неопубликованные воспоминания о просветителе?
-Больше всего преклоняюсь перед изданием переписки, воспоминаний и трудов Ивана Яковлевича Яковлева, которую ведет исследователь Николай Герасимович Краснов.
Воспоминания есть у Надежды Александровны Бикаловой, которая записала их за мамой - если эти записи сохранились.
Алексей Дмитриевич Некрасов, мой дедушка, тоже писал воспоминания. Он печатал их на машинке. Сейчас они находятся у Лидии Дмитриевны, моей двоюродной сестры.
Алексей Дмитриевич обладал прекрасным литературным языком, и эти воспоминания, наверняка, представляют интерес для историков.
-Как складывалась ваша работа в музее?
-Из того первого состава остались двое: я и Нечаева Нина Сергеевна, которая еще работает в музее, ей - 85 лет.
Я занялась изобразительными материалами. Плод моих научных занятий - работа «Пушкин в портретах». В книге собрана иконография Пушкина: от детского портрета до 80-х годов двадцатого века включительно. В перспективе рассмотрено то, каким разные поколения, начиная с его современников, видели Пушкина. Собраны в один том и словесные портреты. Книга издана в «Советском художнике» в 1989 и 1993 году.
Я определила два пожизненных портрета Пушкина. Один - работы художника Вивьена, а второй – работы Карла Брюллова. Не каждый пушкинист может такое поставить себе в заслугу.
Я - соавтор ряда книг, автор более двухсот печатных работ.
А детей у меня двое: Василий - профессор МГУ, преподает на кафедре западноевропейской литературы филфака, и Любовь - дизайнер-типограф.
Их дети пошли в своих родителей: рисуют.
Катя учится в художественной школе на Кропоткинской, в той самой, в которой училась Люба.
А маленькая Лиза тоже хорошо рисует, и мы с нею ходим в рисовальный кружок Музея изобразительных искусств, где есть Центр художественного воспитания: там она рисует два раза в неделю, и ее привечают, поскольку ее работы всем интересны.
|