Вторник, 03.12.2024, 20:48
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [399]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 Каталог статей
Начало » Статьи » Мои статьи

Д.Кузьмин-2

-Поэзия похожа на спорт?

 

-Думаю, что нет. Во всяком случае, не должна быть похожа.

В спорте основной момент - соревновательный, и там есть идея расстановки по местам: первый, второй, третий.
А четвертый как бы уже не считается. Потому что определяются только призеры..
А в поэзии, как мне кажется, качественный отбор носит другой характер.  Есть некая планка, вот кто за нее  зацепился и  перескочил, тот - поэт. Кто не зацепился,  тот - нет.  А расставлять по местам тех, кто выше  планки, это бессмысленное занятие, способное ввести в заблуждение.
Вот мы как бы знаем: Пушкин - первый поэт. И что нам это знание дает?
В сущности, ничего, кроме сомнительного оправдания того, что мы не читали Вяземского.
А почему, собственно, мы его не читали? А потому, что нам сразу сказали:  Пушкин – первый.

…Чем ближе к нашему времени, тем хуже такие штуки работают.

Скажем, по творчеству Пушкина  впечатление об его эпохе мы еще можем составить, пусть и  приблизительное. То есть, если Пушкина прочли, а Катенина - нет,  то все равно,  хоть и однобоко, но  будем понимать пушкинскую эпоху.

Но взять  Серебряный век – там уже другая ситуация.

Взять «большую четверку» двадцатых годов – Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам. Великие поэты, спору нет. Но если при этом, условно говоря, Ходасевича пропустили,  ничего не поймем о том, что происходило, у нас будет искаженное восприятие.

Имена можно  поставить другие, но принцип - такой.

Потому соревновательный эффект в культуре действует очень плохо и во вред, я так думаю.

 

-Существует ли связь между усилением в отдельных регионах  поэтической активности  и  так называемыми «пассионарными толчками»?

 

-Не знаю. Боюсь таких обобщений.

Хотя в истории так, действительно, бывало.

Наверное, неспроста в Косово Ибрагим Ругова был, прежде всего, известен как крупный национальный автор, а уже потом - как вождь местной революции. Или Караджич, который известен  как  «военный преступник»,  он, тем не менее – прежде всего - большой  сербский поэт.
То есть, такое случается.  Но сказать, что это - закономерность, я боюсь, потому что и поэты, и поэзия  бывают  разные.

Устремления вовне, выход в социум,  попытка  распространить свою работу на сколь угодно широкие процессы социальной культуры, экспансивная манера действия  и  творчества - она же не всем свойственна.

И, видите, в этом смысле фигура Айги характерна:  поэта иногда пытаются поднимать на знамя, но его творчество очень тому сопротивляется. Оно требует самоуглубленности и заведомо обращается к читателям  штучно и поименно.
В смысле адресации оно не может быть обращено к массам, народу.  

Это очень частный разворот темы, которая затрагивается. Но в нем видна общая закономерность: такого рода генерализации в современном мире не действуют, и  действовать не будут.

Они могут действовать локально в отдельных случаях, когда какая-то культурная зона находится на ранней стадии развития и существования. 

Балканская ситуация - она же очень архаичная  по своему устройству. Поэзия там становится национальным символом, а поэты - национальными вождями, поскольку  люди мыслят простыми категориями. Говорят – я, разумеется,  сильно вульгаризирую – «наш язык – это наше все!»

Если на тысячу километров переместиться к северу или западу, там, пожалуй, скажут: «Да  какая региональная самостийность?! Проехали давно! Давайте  подумаем, как отменить государственные границы».

Поскольку меня волнуют вот эти процессы – сегодняшние или, может быть, завтрашние, но не вчерашние, то мне это и видится по другому. И  история про связь  поэзии  с  пассионарностью - не очень близка.

 

-Правда ли, что эволюция в поэзии  предшествует  развитию  других видов искусства, философии, науки?

 

-Я не думаю, что такое обобщение правомерно.

Есть идея о том, что перевороты в поэзии предшествуют переворотам в прозе. Но насколько она соответствует правде?..

Насчет взаимодействия поэзии с изобразительным искусством – тоже спорно: если  проанализировать  историю  девятнадцатого века, то это еще большой вопрос, кто кому предшествовал:  Маларме – Сезанну, или наоборот.

В России  резкие сдвиги, связанные с футуризмом и авангардом, шли бок о бок. Потому что одни и те же люди их осуществляли,  по существу.
А сейчас  взаимосвязь  работает по-другому, потому что  виды искусства далеко друг от друга разошлись.

Отрасли культуры меньше друг с другом взаимодействуют, чем сто лет назад, и попытки это взаимодействие вернуть какими-то «перекличками», сблизить разные виды искусств, или же искусство и науку, искусство  и  образование, они  даются  с большим трудом.

Если такие попытки окажутся  успешными, то вопрос, откуда  исходит при этом инициатива -  будет не так важен.

Тема  отношения поэзии и визуального искусства много дискутируется в Москве.

У меня в журнале был большой дискуссионный блок об этом.
Мнения очень расходятся.

Кто-то считает, визуальное искусство за тридцать- сорок лет ушло далеко вперед, и словесному искусству надо  догонять.

Но есть много голосов о том, что ушло оно совсем не туда, куда стоило бы, а  в сферу, где  все большую роль  играют  внетекстовые  факторы. В сферу, где важно не само произведение, а то, что происходит вокруг него: репутации, рефлексии по поводу произведения.  Чем дальше, тем эта тенденция  усиливается в изобразительном искусстве. Или шире – в искусстве визуальном, потому что иногда оно ничего не изображает. А как раз литературе и поэзии не стоило бы за этим идти.

Словесное искусство может на вираже обойти искусство, апеллирующее к визуальности,  в том числе – кино, театр. Именно за счет того, что оно не затронуто деструктивными  процессами.

 

-Как  меняется  творческий  имидж  Чувашии?

 

-Понимаете, какая штука. В Москве - очень сильная аберрация восприятия. Может быть, не все, но многие из нас воспринимают Чувашию, чувашскую культуру, чувашский народ, Чебоксары через призму Айги.

Понятно, что так нельзя, экстраполяция - неправильная.

Национальные корни Айги - очень глубоки и прочны, но он - один такой,  он - сам по себе.

А  в том,  как скорректировать это ощущение,  еще предстоит разобраться.  В том числе - и посредством знакомства с чебоксарскими авторами. Вот, например, то,  что Алеша Прокопьев – родом из Чувашии, я до тех пор, пока он  не позвал меня на чебоксарский фестиваль, не улавливал. Волжские мотивы в его поэзии есть,  и я их  помню.  Но что конкретно его родина – Чувашия,  не было в сознании.

Думаю, полновесный  образ  региональной  поэтической  культуры в общенациональном российском сознании  еще  не  сформирован. Это задача сегодняшнего,  завтрашнего, послезавтрашнего  дня.

 

-Какие мотивации сегодня могут быть у поэтов. Слава, деньги, престиж?

 

-Есть сайт  "Стихи.ру",  где демонстрируют свое творчество сто тысяч безымянных поэтов - сочинителей"; есть молодежная премия «Дебют», к организаторам которой  каждый год присылают десятки тысяч писем.
У их авторов - свои побудительные мотивы, которые к литературе не имеют никакого отношения, прямо скажем. И вполне возможно, что они хотят произвести впечатление на любимого человека или старушку-учительницу.

Но вот что заставляет людей заниматься стихами  всерьез, посвятить этому жизнь, выбирать поэзию  как основной способ самореализации?

Это вопрос более серьезный.

Таких людей - не так много. Не единицы, но и не тысячи. Несколько сотен, если взять тех, кто серьезно это делает, и как следует. 
Мне сложно сказать, что их мотивирует. Люди – разные, потому и тексты - разные. Соответственно, и  психологические, идеологические мотивировки тоже различаются.

Если у поэта  основная точка приложения интересов - язык,  семантика,  реформация и реконструкция синтаксического строя, поиск смыслов в звуке – у него одни побудительные мотивы  этим  заниматься.

У поэта, для которого главная задача – отражение других психологических  и эмоциональных движений,  мотивировки совсем другие.

Мне кажется, разветвленность сегодняшней культурной ситуации  снимает вопрос об универсальных мотивациях.
Хорошо это или плохо, каждый скажет для себя сам.
Категория: Мои статьи | Добавил: mosentesh2 (01.04.2008)
Просмотров: 795 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика