А.Покровская: «Все меньше актрисы, все больше - педагога»
Покровская Алла Борисовна, актриса Московского художественного театра имени А.П.Чехова, профессор Школы – студии при Московском художественном театре им. В.И.Немировича–Данченко; правнучка просветителя И.Я.Яковлева
-Где и когда вы родились?
-Родилась 18 сентября 1937 года в Москве.
-Кто ваши родители?
-Мама, Анна Алексеевна Некрасова, была режиссером РАМТ - Российского академического молодежного театра. Проработала в нем лет сорок. Она умерла в 2003 году.
Отец, Борис Александрович Покровский, оперный режиссер, работал в большом театре главным режиссером и просто режиссером, создал свой Камерный оперный театр и возглавляет его.
-Где вы учились?
-Училась в Школе – студии при Московском художественном театре имени В.И.Немировиче – Данченко, закончила ее в 1959 году. В нем же потом и стала преподавать.
-Кто тогда вместе с вами учился на курсе?
-Однокурсниками были Татьяна Лаврова, Вячеслав Невинный, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Наталья Журавлева, Александр Лазарев –старший, Евгений Лазарев. Это все наш курс выпуска 1959 года.
-Куда устроились работать после окончания театральной Школы?
-В 1959 году я поступила в молодую студию, которая потом начала называться «театром «Современник». Трудилась там довольно долгое время, лет сорок там с чем-то.
Несколько лет назад перешла в Художественный театр.
-Как складывалась ваша семейная жизнь?
-Первый актерский брак оказался «пробным». Затем я вышла замуж за Олега Николаевича Ефремова, актера и создателя театра «Современник».
Потом он работал главным режиссером МХАТа.
Наш брак длился шестнадцать лет, мы разошлись.
Олег Ефремов был прирожденный актер, но играл не так много. Организовал театр «с низов» - «Современник». Был его руководителем и режиссером, больше занимался этим.
Общий наш сын – Михаил Олегович Ефремов, известен как актер. Он родился в 1963 году, с детства проявил актерские способности, его взяли сниматься в кино «Когда я стану великаном», других фильмах.
Я не помню уже все его детские работы: он играл во МХАТе мальчиком. Потом закончил Школу-студию МХАТ.
Сейчас сын пробует себя в режиссуре: ставит в «Современнике» «Шарманку» Андрея Платонова.
Когда Миша заканчивал школу-студию МХАТ, актерский факультет, там появилась актерская группа «Современник-2», с которой он ставил спектакли. Через три года группа распалась, каждый пошел своим путем. Михаил Олегович играл в театре «Современник», в Художественном театре, потом работал в кинематографе.
Насколько я понимаю, в данный момент ему интереснее не играть, а ставить.
Что будет дальше - не знаю.
-Пример Яковлева как–то повлиял на ваш выбор профессии?
-Когда я заканчивала среднюю школу, родители были очень против того, чтобы я выбрала актерскую профессию, хотя сами работали в театре.
Они знали, что это сложная профессия, и хотели, чтобы я стала педагогом.
Постоянно приводили в пример Ивана Яковлевича, который был учителем, просветителем.
По требованию отца я поступила в Московский педагогический институт, закончила один курс филологического факультета.
Потом не выдержала и ушла поступать на актерский факультет.
Но отец тогда все же правильно догадался. Потому что в результате я совместила две профессии – актерскую и педагогическую, поскольку с тридцати лет, то есть уже лет сорок, преподаю актерское мастерство.
Олег Николаевич Ефремов говорил, что преподавательская работа - трудная, игру в театре и преподавание трудно совмещать, это совершенно разные профессии.
Но мои педагоги Виктор Яковлевич Станицын - выдающийся артист Художественного театра, Светлана Николаевна Пилявская и тогдашний ректор Школы-студии МХАТ Радомысленский считали, что у меня есть преподавательские возможности, настаивали.
Я начала у них ассистентом, а потом перешла на самостоятельную работу.
Так до сих пор и преподаю.
-Чего в вас больше, актерского или преподавательского начала?
-С годами актерской работы становится все меньше, а педагогической - все больше.
Когда я поняла, что в «Современнике» у меня уже не складывается актерская карьера, то по предложению Олега Павловича Табакова перешла в Художественный театр, где мне сразу предложили роли, соответствующие возрасту.
Я их сыграла.
Для меня был большой интерес встретиться с молодым режиссером Кириллом Серебренниковым, поставившим «Мещан» Горького, «Господ Головлевых» Салтыкова – Щедрина: в этих спектаклях я сыграла большие роли.
Это имело значение не просто для развития моей актерской карьеры, но и для понимания себя, театрального искусства.
Если ты не бросаешь практическую работу, это помогает преподавать, открывать возможности. Поскольку общаешься с новым поколением режиссеров, актеров, зрителей, другим временем.
-От кого вы узнали историю Ивана Яковлевича Яковлева?
-Узнала ее благодаря семье Павловых, моим двоюродным брату и сестре Кате и Володе.
Я застала в живых Екатерину Алексеевну Некрасову, мать Кати и Володи.
Это - интеллигентная профессорская семья просветителей, ученых.
От них я хорошо узнала историю Ивана Яковлевича.
Думаю, мой сын, Миша, знает о нем меньше. Но он, когда гастролировал в Чебоксарах, увидел там памятник прапрадеду, заинтересовался.
Михаилу в Чебоксарах очень понравилось.
...Екатерина Алексеевна Некрасова - родная сестра моей мамы, и ее муж - ученый-египтолог Всеволод Владимирович Павлов - это была уникальная семья, по своей доброте.
Они пригревали огромное количество людей, всяких: и счастливых, и несчастных, и ученых, и неученых. У них всегда было очень много народу.
Летом нас, детей, всегда вывозили или в Сиднев, или в Задонск, на Черниговщину, или на Дон. Огромные семейные кланы выезжали вместе. Все жили очень бедно, но постоянно общались, и дети тоже росли вместе.
Там присутствовали какое-то замечательное отношение к детям, внимание, совершенно немыслимая доброта, интеллигентный характер общения. Поскольку я своих родителей видела гораздо меньше, они были заняты в театре с утра до ночи, то для меня было счастьем приезжать к Павловым и находиться среди людей, посещавших Екатерину Алексеевну.
От них я много слышала о дочери Ивана Яковлевича, Лидии Ивановне Некрасовой, то есть - о своей бабушке, которую посадили в 1936 году.
Всю ее историю.
-Что, в частности?
-Лидию Ивановну я не застала, всю жизнь об этом сожалею.
Представление о ней я имею из рассказов Екатерины Алексеевны.
Лидия Ивановна - человек необычайной доброты и высокого интеллекта.
Она работала переводчиком, хорошо знала восемь языков, а общаться могла на двенадцати.
Как воспитанный природный европейский человек, она не видела разницы между иностранцами, русскими, чувашами, крестьянами, дворянами, аристократами, интеллигентами. Была равна со всеми. Ее отличали стремление к равенству, внутренний демократизм, понимание жизни, христианская культура…
Лидия Ивановна и во дворце, и в ГУЛАГе вела себя совершенно одинаково по отношению к окружающим ее людям.
Мне рассказывали об очень смешливом характере Лидии Ивановны, ее веселости.
Кто-то приехал из ГУЛАГа и вспоминал ее как человека, который выручал в лагере людей.
Она была старшей - ей было около пятидесяти шести лет, когда она оказалась в страшных лагерных условиях. Понимая, что надо помогать ближним, учила их молитвам, своей верой укрепляла душевное здоровье сокамерниц.
У меня сохранилось в памяти посещение молодой женщины, приехавшей из ГУЛАГа: она рассказывала удивительные вещи про ее душевную открытость.
Екатерина Всеволодовна Павлова, моя двоюродная сестра, расшифровала ее письма из ГУЛАГа.
Конечно, было бы правильно, если бы эти письма когда-нибудь напечатали.
То, что она писала своему мужу, нашему дедушке, Алексею Дмитриевичу Некрасову, тоже уникальному человеку, дорогого стоит.
Она писала метафорически: проверяющие не могли знать, что она там вспоминает. Например: «…Это похоже на картину Босха». Такие фразы не вычеркивались цензорами, потому из тех открыток становилось понятно, в какой страшнейшей ситуации она там жила.
Как я понимаю, она погибла от голода, так говорили люди, приезжавшие из лагеря.
Во время войны женский лагерь перестали кормить, и она умерла.
-А что вам известно о муже Лидии Дмитриевны?
-Ее муж, Алексей Дмитриевич Некрасов, профессор биологии, тоже во многом уникальный человек, преподавал в Нижегородском университете.
После войны нас возили на его юбилей в Горьком.
Я помню, что мы занимали две комнаты, а в третьей вместо книг стояли огромные ящики с бабочками, которые я рассматривала.
Потом оказалось, что дедушка отдал одну свою комнату великому ученому Сергею Сергеевичу Четверикову, которого во времена, когда начали преследовать ученых, выгнали отовсюду.
Если бы мне сейчас сказали «отдать кому-то комнату», я бы ее вряд ли, наверное, отдала, потому что я уже - более советский человек, чем они – не признающие накопительство и мещанство.
…Это был очень открытый дом.
Дедушка нам, маленьким трехлетним детям, читал «Илиаду» Гомера.
Я слушала «Илиаду», сидя под столом с двоюродными братьями и сестрами: дед, не обращая внимания на нашу возню и безобразия, продолжал читать, и я кое-что запомнила: мифы про Одиссея, его путешествия.
Потом дед начал читать детям Гоголя.
Гомер и Гоголь были первые авторы, которых мы узнали с трех лет.
-Приходилось ли вам бывать в Чувашии?
-Нет. Но я несколько раз бывала в Симбирске.
Десять лет назад, когда мама была жива, мы ездили с Катей, Володей в Симбирск, посетили чувашскую школу, церковь, где служба идет на чувашском языке.
В Чебоксарах я, к сожалению, никогда не была, не могу поехать из-за занятости в театре.
Все говорят, что замечательный город, все хвалят, что очень чистый и прибранный, не похожий на другие. Но я даже на гастролях там не была: хотя в советское время проехала весь Союз, почему-то туда не попала.
А Миша вот был, и ему очень понравилось в Чебоксарах.
-У него своя семья?
-У него пятеро детей от разных браков. От последнего брака - две девочки: одной - три года, другой - девять месяцев.
И есть еще два старших сына и дочка.
Никита, ему 19 лет, мой внук, почему-то тоже учится в Школе-студии МХАТ, на актерском факультете: актерство - все-таки безумно заразительная вещь.
…Он пошел туда и его принял Константин Аркадьевич Райкин. Никита учится сейчас на третьем курсе и начал сниматься в кино.
Николай, ему 16 лет, еще не знает, куда пойдет, но он стал писать, что интересно.
Хотелось бы, чтобы не шли уже в актерскую профессию.
-Чем она так хороша, что ее ругают, но все в нее идут?
-На старости лет уже ничем не хороша.
А в молодости она хороша тем, что если у тебя получается, то испытываешь вдохновение, особое эгоистичное удовольствие, наслаждение.
Если бы таких минут не было, никто бы не занимался актерской профессией. Очевидно, эти минуты несоизмеримы ни с чем.
Вообще профессия актера интересна постижением жизни, которая вокруг тебя. Постижением персонажей, людей.
Сыграть роль - все равно, что написать книгу.
У удачливых актеров роль - как выпущенная книга, в которой знаешь от «а» до «я» все, что связано с этим человеком.
Если тебе повезло, и ты сыграл много ролей, ты познаешь жизнь и себя в жизни через эту профессию. Так говорил Станиславский.
Но профессия - болезненна, в ней трудно. Ты зависишь от театра, режиссеров, партнеров.
Зависимость развивает душевные качества в лучшую сторону, тем не менее, это - зависимость.
Актер - не художник, который один с картиной и с богом разговаривает: на сцене, помимо того, что ждешь вдохновения, нужно наладить взаимоотношения, взаимопонимание.
Попробуйте играть, например, с таким великим артистом, как Гафт, это же необычное существо, необычный человек! Как с ним можно играть?! Просто? Ни фига! Один раз - легко, другой - трагично.
В зависимости от того, как идет роль.
Сцена требует определенной культуры - психологической, поведенческой.
|