Геннадий Иванов-Орков, исследователь чувашской культуры,
писатель
-Вас можно поздравить:: ваша книга "Чувашский мир Терентия Дверенина" оказалась лучшей в России в своей номинации.
-Спасибо. Да, на выставке в 57-м павильоне ВВЦ наша книга 12 марта 2010 года получила первое
место во Всероссийской книжной выставке-ярмарке, в номинации «Образы России».
Очень приятно, почетно.
Серия «Из опыта народных мастеров» началась стихийно, но ее сразу поддержали. Директор Чувашского
книжного издательства Комиссаров Валерий Петрович проявил большую
заинтересованность в ее публикации. Первая
книга была о чувашской вышивке, ее автор Евгения Жачева. Вторая книга - о чувашском ткачестве, ее написала Валентина
Минеева.
Третья книга - о
чувашской резьбе по дереву, творчестве Петра Мазуркина. Он, безусловно, многогранная, очень яркая, великолепная,
интереснейшая личность мирового
масштаба, и успех книги о нем был неслучаен.
Четвертая книга – о чувашских народных музыкальных
инструментах, ее написал Виктор Чернов.
Моя книга о творчестве Терентия Дверенина в серии - пятая по
счету.
-Как шла работа над книгой?
-Работалось легко. Трудилась дружная, компактная
команда: я, фотограф Михаил Костырев, художник Ирина Калентьева, редактор Валерий
Алексеев. Мы ездили к Дверенину, посмотрели как он живет, прониклись
его идеями. Художник ставил композиции, фотограф делал снимки… Серия удается,
книги выпускаются очень качественно, ничего в них нет такого, за что мне было
бы стыдно.
Когда работа над книгой заканчивалась, мы встретились с Игорем Вовком, искусствоведом
Российского дома Народного творчества, директором Народной галереи: 22 октября 2009 года он приезжал в Чебоксары
на итоговую выставку фестиваля «Салют Победы» и отобрал работы мастера
Дверенина для организации его персональной выставки в Москве. Мы планировали
большую экспозицию, но по техническим причинам часть работ не удалось вывезти
из деревни.
Это первая персональная выставка Дверенина, и сразу - в Москве.
Сейчас планируется его выставка и Чувашском государственном
художественном музее: Дверенина выдвинули на соискание Государственной премии
Чувашской Республики. Он - в списке четырех кандидатов.
Так что сегодня у нас в Москве два праздника, так совпало по
срокам: победа во Всероссийском конкурсе новых книг и открытие выставки мастера ветерана Великой Отечественной войны Терентия
Дверенина.
-Расскажите о нем подробнее...
-Он писал стихи, пьесы, которые не шли.
В 86 лет нашел свою стезю, свой метод передачи восхищения жизнью.
Подошел к своему открытию по наитию: начал делать куклы.
Подвижные конструкции, костюмированные фигурки людей, стали воспоминаниями о знакомой ему традиционной
ушедшей жизни. Они рассказывают о работе и праздниках простых людей. Его герои - ткачи, пахари…
-Как называется этот вид искусства?
-Я, написав о нем книгу, так и не нашел подходящего термина…
Но не согласен с определениями «кукла», «игрушка», «наивное, примитивное
искусство». Я назвал бы это «костюмированная
скульптура». Можно назвать «костюмированные фигурки». Автор составляет целые композиции, сценки, объдиняя их сюжетом. На каждую выставку
составляет их сам: расставляет фигурки в определенной последовательности,
взаимосвязи. Для него это - повествование, но не с помощью слов, а с помощью
пластики. Важно отметить, что Дверенин не продает свои работы, он не
художник промысла, он не трудится для рынка. Он создает свой мир. Для определения того, чем занимается, он использует
собственный термин – исторические композиции, «япаласем». Объясняет, что просто хочет
оставить память о прошедших временах.
Он родился в 1919 году, в Мариинско-Посадском районе
Чувашии, деревне Синдыково, в зажиточной крестьянской семье. После революции семья была разбросана по миру.
Отец и мать умерли, Терентий и его братишка Аполлон выжили. Терентий выучился на
тракториста. В армию попал в 1939 году, потом его демобилизовали по болезни. На
фронте он оказался в 1942 году, воевал в бронетанковых войсках, водителем танка
«Т-34», на котором и закончил войну в Берлине. Через год после Победы
демобилизовался и вернулся в свой дом.
В пьесе «Возвращение» он передает впечатления о
том, как вернулся с войны. Его любимая
девушка была уже замужем... Рукопись лежит в тетрадках, пьеса никем не была
поставлена. Вернувшись с войны, он крестьянствовал в колхозе, работал водителем на
нефтеперекачивающей станции, освоил технические специальности механизатора,
инженера, слесаря. Имеет тридцать пять свидетельств на рационализаторские
предложения. Его жена трудилась бухгалтером, поддерживала его связи с реальностью,
так скажем, потому что он - мечтатель и
фантазер. Вместе они прожили большую жизнь, вырастили пятерых детей: сына и
четверых дочерей.
Жена ушла из жизни.
...Все скульптуры
Терентия Парамоновича - не очень радостные. Он живет один в деревне, у него фруктовый сад,
большой участок, отара овец, много работы, и он переживает, если чего-либо не
успевает сделать. Ему помогает сын Михаил, помогает и младший брат Аполлон, он
тоже глубоко пожилой человек, занимается философией, пишет статьи об истории
чувашского народа, языке, связи народа с космосом…Очень интересные статьи,
кстати. Собирает информацию в интернете, общается с историками по мобильному
телефону, заботится о своем старшем брате.
В солидном возрасте оба брата сохраняют творческую
активность. Я бы попытался объяснить это особенностью местности: село очень интересное,
люди в нем живут долго, есть и столетние. Из этой местности вышли знаменитый художник Федор Осипов, художник Николай Овчинников, тоже
звезда чувашского искусства… Терентий
Парамонович ведет очень спокойный и здоровый образ жизни, не курит и не пьет,
работает по хозяйству. Он считает, что многие свои задачи он выполнил и хочет
свое понимание жизни, свои впечатления о ней передать последующим поколениям.
Не делает игрушки для детей, это тоже надо отметить. Цель его творчества
вписывается в масштабы человечества. Его
вещи понятны и близки многим. Даже министр культуры Чувашии Роза Михайловна Лизакова,
когда впервые увидела книгу о Дверенине, его работы, была очень растрогана.
Любой человек превращается в ребенка, когда видит творчество Терентия
Парамоновича.
Технология изготовления,
которую он применяет, проста и в то же
время оптимальна. Он вырезает все части кукол, соединяет их, собирает как
техническое изделие, одевает в одежды, которые сам же кроит и шьет.
Вышивает узоры, создает местные типы украшений,
костюмов, головных уборов. Изготавливает инструменты, вяжет носки, плетет
лапти, работает кочедыком, все делает своими руками. Работает без чертежей и
эскизов, вспоминая то, что когда – то увидел, через что прошел. Его творчество
интересно аутентичностью ушедшей реальности, это даже не быт, а художественный
мир.
Беседа с ним – это беседа с мудрецом. Он высказывает свои
мысли лаконично и точно - возможно,
потому, что продолжает заниматься литературным творчеством, публикуется в
районной и республиканской газетах. В год, когда праздновалось столетие выхода
поэмы Константина Иванова «Нарспи» он опубликовал эссе о том, что поведение
главной героини было неправильным. По его мнению, она должна была подчиниться судьбе: выйти
замуж за того, на кого указали родители
и быть ему верной женой.
|