-Лучше сказать так: эти ребята правильно делают, что
работают в этнической теме. Но делают это небезупречно…Вы – личность
авторитетная, и ваши резкие слова могут больно ударить по юным модельерам.
А свобода самовыражения, право на ошибку у художника должны
быть.
-...Именно благодаря тому, что я очень хорошо знаю и понимаю
это, я не вступаю ни в какие союзы,
чтобы иметь свободу самовыражения.
Что касается молодежи с их фокусами, так ведь нет никакой
конкуренции! …Но потому и вылезают кичевые вещи: просто не с чем сравнить.
Я бы этим модельерам сказала так: «Работайте, ребята,
действуйте, никто не сделает ничего такого, что сможет повлиять на ваше
творчество».
И все же критика моя справедлива: эти ребята позволили
издевнуться над чувашским костюмом, сделать его карикатурным и уродливым.
…Когда я была молодая,
я пошла к директору «Чувашшвейбыта» и попросила написать письмо в Чувашский
государственный национальный музей,
добилась разрешения работать в архивах и изучать чувашский
костюм.
Только после долгого изучения я позволила себе им заняться.
А почему бы этим ребятам не изучить тему тоже?
Огромная прекрасная коллекция в национальном музее, огромное
количество доступной литературы, есть
интернет. Смотрите, ребята, действуйте!
-Де Голль сказал как-то, «политика слишком ответственное дело, чтобы
отдавать его одним политикам». Его слова можно перефразировать так:
«проектирование чувашского этнического костюма – настолько ответственное дело,
что его нельзя отдавать на откуп одним только модельерам».
-Вот как происходит проектирование?
Времена, когда художник являлся автором направления, давно
прошли.
Я разрабатываю модели, получив техническое задание, которое
мне дает маркетинговая служба предприятия.
Задание основывается на мониторинге рынка: определяется
сегментная база, выясняются фирмы и марки, которые работают в этом направлении,
выделяются ценовые границы, идет изучение того, что востребовано, а что - не
востребовано, какие ассортиментные группы предпочтительны и так далее. Изучаются долгосрочные и краткосрочные
прогнозы моды. Шаг влево и шаг вправо никто не делает. Если я люблю красный
цвет и хочу, чтобы все модели в этом сезоне были красными, это - прямой
путь к тому, что я никогда не сделаю коммерчески выгодную коллекцию.
Модельер - профессия не столько художника, сколько
бизнесмена, на самом деле.
Создаются сезонные прогнозы. Существуют институты, которые их собирают и предлагают
трендбуки и трендворды. «Тренд» – «доска, тенденция», в переводе. Основные выводы создают форекасторы. А для них информацию
добывают трендскауты -группы людей, которые ходят по разным частям мира, города
и деревни, проникают во все слои общества,
изучают ценности - интеллектуальные, моральные; образ жизни, особенности
одежды, потом это все фотографируют, записывают, создают так называемые «буки».
Все собирается и представляется форекастору. А он - выдает тенденцию, которая
доставляется нам.
Модой двигают, ее корректируют СМИ. Люди их слушают. Что
продвинули, то и модно.
И никакой «опытный профессионал» никого не задавит, это было в советское время. А сейчас сам себя
задавит тот, кто не сможет сделать коммерчески успешный и востребованный
продукт.
Вот почему я работаю с госансамблем, а он со мной? Продукт,
который я им выдаю, он для них коммерчески успешен: им по пятнадцать минут
аплодируют за костюмы.
Мода сейчас меняется каждые три месяца. И мы должны быть
очень гибкие и понятливые, у нас должна хорошо работать маркетинговая служба,
которая дает задание. Я, например, все успеть не могу.
Но каждые субботу и воскресенье я занимаюсь изучением
спроса.
Сейчас я пойду, пошастаю по торговым рядам до ночи: проверю,
что продается, а что - не продается и почему.
-Что стимулирует ваше творчество?
-Семья. Мой муж - мудрый человек, он терпит мой темперамент,
мою горячую натуру тридцать лет, любит меня до сих пор очень сильно, ему нравится мое творчество.
Меня вдохновляет, когда мною восхищаются. Когда говорят:
«Какая ты красивая! Какая ты умная, как
ты здорово все это делаешь, ты самая гениальная женщина в мире!»
У меня - самые гениальные и красивые дети. Атмосфера любви -
основа нормального функционирования любой физической единицы. Ненависть, злоба, недовольство,
неудовлетворение приводят к разрушению.
А когда есть согласие, доброта, атмосфера любви, тогда все
творчество и происходит. ФОТОАЛЬБОМ
В НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ
|