Понедельник, 25.11.2024, 16:55
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1503
 
Начало » 2012 » Сентябрь » 23 » алтай
алтай



ЕВГЕНИЙ ТУРХАН
ИЗ ЧЕБОКСАР К ГОРАМ АЛТАЯ
   


"Эл-Ойын" - праздник народов Алтая
Главная цель нашего нынешнего путешествия - приезд на праздник народов Алтая "Эл-Ойын". В этом году он посвящен 90-летию
со дня создания Ойротской автономии.Праздник проводился 28-30 июня у села Ело Онгудайского района Республики Алтай,на большой
равнине Кабайлу-Межелик,расположенной между гор.Здесь раз в два года при большой активности населения проходит всенародный
праздник."Эл-Ойын" переводится с ойротского как "Народные игры".В нем главное - разные спортивные соревнования.Коллективы
народного творчества устривают концерты.
Из истории Алтая
Алтай - прародина современных тюркских народов.В 552 году тюркские народы образовали здесь свое государство - Тюркский
каганат.Здесь в древности формировалась Алтайская макросемья языков,возникла Орхоно-Енисейская руническая письменность,
которая широко распространилась среди всех народов на территории каганата.В связи с этим в современной науке появились тер-
мины и понятия "Алтаистика","Алтайская языковая семья".Туда относят большие языковые группы и языки - тюркские,монгольские,
тунгусские,манчжурские,корейский и японский.Будучи центром Евразии,в разные исторические эпохи Алтай как бы объединял разные
этносы и культуры.Значительный период времени Алтай входил в государство калмыков - Джунгарское ханство.Русские путешестве-
нники называли алтайцев белыми калмыками.В 1756 году после распада Джунгарского государства южные алтайцы добровольно вошли
в состав Русского государства.Северные алтайцы сделали это намного раньше.Они платили ясак русскому царю.Поэтому они спаслись
от уничтожения цинской армией.
В 1919 году на Алтае установилась Советская власть.В 1922 году в составе Алтайского края была создана Ойратская автоно-
мная область со столицей Улала.В 1932 году ее переименовали в Ойротскую АО со столицей Ойрот-Тура.В 1948 году она переимено-
вана в Горно-Алтайскую АО.В 1990 году АО, объявив о суверенитете,повысила статус до АССР.В 1992 году она стала Горно-
Алтайской Республикой,затем Республикой Алтай.Сейчас в ней проживает 210788 человек.57 процентов - русские,31 процент -
алтайцы,6 процентов - казахи,и др.С 1997 года у республики есть свои Конституция, Флаг и Герб.В республике два равноправных
государственных языка - алтайский и русский.В республике 10 районов.Столица - Горно-Алтайск.
Наш приезд
Из-за дорожных задержек мы доехали до нужного места с опозданием.Лишь днем 29 июня наша группа добралась за 30 километров
до цели.Это Семинский перевал на Чуйском тракте.На высоте 1750 метров над уровнем моря двигатель автобуса опять закапризничал
.Но скоро все же нам удалось поехать дальше.Вскоре мы повернули на селение Ело.На домах и ограждениях появились разноцветные
флаги,говорящие о приближении к месту праздника.Через окна автобуса замелькали крупные буквы "Эл-Ойын",нанесенные на гору.
Спускаясь с холма, издалека видим палаточный город на равнине.Рядом - торговые ряды,шестиугольные круглые домики,старинные
алтайские дома - аилы.Не ожидали,что праздник такой многолюдный.На площади нас встретил сотрудник Министерства культуры
Республики Алтай Василий Петрович Ойношев.Он показал,где установить наши палатки.
О празднике
В.Ойношев пояснил,что национальный праздник проводится раз в два года.Вначале в 1988 году он проходил в Онгудайском
районе.Затем 18 лет проводился в разных местах.В 2006 году праздник обосновался в данном месте.Оказывается,спортивная часть
праздника демонстрирует национальные виды спорта алтайцев.Среди них - борьба,стрельба из лука по мишеням,поднятие больших
камней,конные скачки и другие.В культурной программе - концерты фольклорных коллективов республики,конкурсы танцоров,
мастеров горлового пения и исполнителей на народных музыкальных инструментах.На празднике проходили выставки-ярмарки
народных промыслов и различные мастер-классы.Для приехавших из Чебоксар было много необычного и интересного.
Перед началом главных мероприятий праздника собравшихся приветствовали руководители республики.Затем состоялся парад
заслуженных ветеранов,известных спортсменов,коллективов художественной самодеятельности.Особенно интересным было
театрализованное представление "Дар предков".Более сотни всадников в древних воинских одеждах с пиками и в масках
участвовали в действии.Позже демонстрировали свое творчество детские и взрослые коллективы.Каждый в своих костюмах,
своего цвета.
Наши выступления
Прибывшие из далекой Чувашии тоже показали свое творчество на празднике.Оба наших творческих коллектива зрители
встретили бурными аплодисментами.Народный ансамбль песни и танца "Шуракаш" ("Белый лебедь")из села Оринино Моргаушского
района ЧР возглавляет с 1988 года заслуженный работник культуры ЧР Владимир Александров.В группе 30 человек. Из них 10
участвовали в путешествии.Порадовал зрителей также образцовый танцевальный ансамбль "Калинка" села
Москакасы этого же района под управлением Ирины Петровой.Под овации и крики "Бис" проводили юных артистов алтайцы.В
ансамбле выступали ученицы восьмого класса и студентки.Они настоящие красавицы и мастера танцев.Оба коллектива были
награждены Почетными грамотами Министерства культуры Республики Алтай.
Кумандинцы
Во время концерта я обратил внимание на группу женщин,отличающихся национальными
костюмами,немного напоминавшими чувашский.Их антропологический тип был более
европеоидный,нежели монголоидный.И речь показалась похожей на чувашскую.Язык ойротов своей
мягкостью тоже похож на чувашский,но у этой группы он был еще мягче.Знакомлюсь.Оказывается,
женщины приехали из Алтайского края.
- Мы не ойроты,а совсем другая нация.Мы кумандинцы.Живем у реки Бия.
Группа готовится к выступлению.Они будут петь свои народные песни.Среди артистов есть
и парень - солист Николай.Он также мастер горлового пения.
Кумандинцев записали как отдельную нацию лишь в переписи населения 1926 года.Потом их
включали в число алтайцев.В 2000 году кумандинцев внесли в число малочисленных народов.В
переписи 2002 года их опять записали отдельной нацией.Они живут также в Алтайской
Республике и Кемеровской области.В России их более 3-х тысяч человек.Кумандинский язык
входит в тюркскую группу Алтайской семьи как североалтайский диалект.В Алтайском крае также
живут телеуты,шорцы,тубалары,теленгиты,урянхайцы и другие национальности.
Алтайские субэтносы
У алтайцев,оказывается,есть субэтносы.В торговых рядах встретилась надпись "Меркиты".
Дом шестиугольный,крыша конусом.Напоминает юрту кочевников.Неподалеку такие же дома.Про
такие дома со стенами из кедра - аилы - мне рассказали кумандинцы.В них алтайские народы
жили в прошлом.Сейчас в них живут летом.На другом подобном строении прочитал:"Иркиты".
Внутри видны обедающие за столом люди.Может,это столовая? Как раз проголодался.Зашел
внутрь.Меня очень тепло встретила женщина.Спросила:"Откуда Вы?" Узнав,что я чуваш,меня
гостеприимно посадили за стол.Предложили попробовать местную еду.Аксакал пояснил,что
меркиты и иркиты - названия родов.Этот дом - место встречи рода в праздник.Сначала меня
угостили стаканом кисломолочного продукта,похожего на наш уйран.Понравился мне также
мясной суп с крупой.Как наш "Какай шурпи".Затем мясо,схожее с нашим шарттаном.Но это ока-
залась кровяная колбаса.Затем мясная колбаса.Так питались прежде кочевники.
"Кок-Бору"
Иркиты рассказали еще об одном "блюде".Чтобы на него посмотреть,я пошел на ипподром.
Здесь разыгрывается старинная жестокая игра кочевников "Кок-Бору".Местные ее называют
"козлодранием".Соревнование можно первести как "Серый волк".В прежние времена в безлюдных
степях и горах Киргизии кочевники перегоняли стада домашних животных.На стада нападали
волки и наносили большой урон.А ружей еще не было.Джигиты на выносливых скакунах
догоняли волка и загоняли его до бессилия.Волка били палками и плетьми,затем поднимали и
снова заставляли бежать.При этом хищника дергали друг у друга.Игра "Кок-Бору" служила
как бы тренировкой.После того,как народ стал жить оседло,на соревнованиях волка заменили
козлиной тушей.Ее стараются отобрать друг у друга две команды всадников.Побеждает та
команда,которая сумеет положить тушу на одну из двух земляных куч.
Как рассказали мне иркиты,обезглавленную тушу зашивают.Убрав внутренности,внутрь
зашивают разные лечебные и ароматные травы.При постоянной тряске и ударяясь,мясо туши
как бы "запекается".Им команда-победительница будто бы угощается.
Мне не удалось посмотреть,чем закончилось состязание.Надо было идти к главной трибуне.
Ее создала сама природа на травяном пологом склоне горы.А на поле продолжались разные
соревнования.
Поминание предков
Рукводитель СЧМ "Сувар",вице-президент объединения тюркских народов Ультияр Цыпленков
вручил каждому участнику нашего путешествия "Чун сурев" свидетельство "Чунташ".Он заявил,
что главной целью ежегодных путешествий Союза "Сувар"по историческим местам наших предков
является их поминовение.Для этого в памятных местах проводится обряд "Чук" и устанавлива-
ются стелы "Юпа".Там,где имеются родники,их обустраивают.И на Алтае,на равнине Кабайлу-
Межелик,решили установить памятный резной столб.Хозяева помогли,заранее приготовили для
нас сосновое бревно.Его аккуратно обтесали краевед Анатолий Пояндаев из Шумерлинского
района и скульптор Вячеслав Эткер.Последний вырезал наверху эмблемы национального миро-
здания.В основной части издалека видно слово "Савар" ("Сувар").Внизу - нашими древними
руническими знаками написаны бессмертные строки Петра Хузангая "Эпир пулна,пур,пулатпар!"
("Были мы,и есть,и будем!")
Краевед из Чебоксарского района Николай Фомиряков облачился в костюм мачавара (руко-
водителя обряда)и попросил благословения предков.Одновременно неподалеку развели костер.
По обычаю полагается обрызгать жертвенного барана водой.Если он во время этого вздрогнет,
то значит духи предков принимают дар. И тут раздался гром и пошел дождь.Нам пришлось
на пять минут укрыться под крышей аила.Дождь прекратился так же неожиданно,как начался.
И вновь еще ярче засияло солнце.
- Наши предки разрешили нам совершить обряд,приняли дар,известили об этом звуком
грома и омыли наш подарок! - воскликнул мачавар.Мы совершили то,что положено.
Мы сделали несколько кругов вокруг "Юпа".Несколько молодых людей нареклись старинными
именами и вступили в Союз "Сувар".


Аркаим
После окончания праздника "Эл-Ойын" на Алтае мы отправились в обратный путь.Ехали всю
ночь без остановки.Утром проехали Новосибирск.Сутки ехали через Западную Сибирь на запад.
Проехав Челябинск,свернули на юг.Наша цель познакомиться с городищем Аркаим.Это при-
родный и историко-археологический заповедник.Аркаим обнаружен в 1957 году военными карто-
графами.Потом его заметили школьники из археологического кружка.Эту часть степи планиро-
валось затопить водохранилищем.Поэтому сюда прибыли два археолога,студенты и школьники.
Стараниями ученых затопление археологического памятника отменили.С 1991 года здесь ведутся
большие археологические изыскания.Тут в начале второго тысячелетия до нашей эры был
город.Через триста лет он сгорел.Возможно,здесь когда-то жили или мигрировали наши предки.
Мы совершили экскурсию,сварили обед и поели.Под вечер тронулись в путь.
Биляр
Далее наш маршрут пролегал в Алексеевский (прежде - Билярский - Т.А.) район Татарии.
Здесь до (монгольского - Т.А.) завоевания ханом Батыем (1236 г.- Т.А.) был густонаселенный
край,жили наши предки.В 1977 году по инициативе профессора А.Халикова был открыт Билярский
археологический музей.20 лет назад правительством Татарстана здесь образован Билярский
государственный историко-археологический природный музей-заповедник.Сюда входят Билярское
городище,музей,природно-культовый комплекс "Святой источник" и другие объекты.Самый
большой из них - городище 10-13 веков - бывшей второй столицы Волжско-Камской Болгарии
12-13 веков - Биляра (Пулер).(Как указывал наш ученый-историк Василий Каховский,в русской
летописи его называли Великим городом - Т.А.)
В лесном урочище Валем-хуса у подножия и на склоне высокого холма,у мощного источника
в 1997 году силами ОАО "Татнефть" проведены работы по благоустройству территории.
Об урочище среди местного населения сохранились интересные легенды и сказания о
защитниках Биляра.Место считается священным и является объектом поклонения разных народов.
(Русских,татар и чувашей - основных национальностей округи - Т.А.)И сейчас к источнику
постоянно приходят люди.
Путешественники посетили место поклонения - киреметь.Здесь 18 лет назад Союз "Сувар"
установил памятную стелу "Юпа".И сейчас на священном месте также состоялись национальное
имянаречение и прием в Союз.Чебоксарские паломники облились водой источника,сварили обед,
и после трапезы тронулись дальше.
Сиктерме-Хузангаево
В соседнем Алькеевском районе расположена деревня Сиктерме,где родился наш поэт-
классик Петр Хузангай (1907-1970).Эти места хочется посещать снова и снова.Здесь отдыхаешь
душой,как на курорте.Сюда ведет красивая асфальтовая дорога.О жизни и творчестве поэта нам
рассказал директор музея П.Хузангая О.Мурзин.
Болгар
В 30 километрах нижнее Камского устья в Спасском районе на высоком левом берегу Волги
расположено городище Болгар.Это один из главных исторических и культурных памятников нашего
народа.Болгар был столицей самого большого государства Восточной Европы.Основанный в начале
10-го века он был центром Волжско-Камской Болгарии.Здесь жил хан,чеканились деньги,разви-
вались ремесла и торговля.Город торговал с Китаем,Русью,Средней Азией,Кавказом,Ираном,
Византией.
Болгар процветал,здесь жили ученые и поэты.В русских летописях говорится о том,что
войска хана Батыя сожгли город.Но он возродился.Здесь жило свыше 50 тысяч человек.Сейчас
здесь сохранились исторические,археологические,архитектурные памятники 13-14 веков:Соборная
мечеть,мавзолеи,Малый минарет,Черная и Белая палаты,Ханская баня и другие.
Мы переночевали рядом на берегу Волги и на следующий день выехали в Чебоксары.
Путешествие оказалось очень полезным,интересным и познавательным.
Евгений ТУРХАН.
Перевел с чувашского в сокращении Тимер АКТАШ.

Примечание переводчика
1.Автор этих строк участвовал в подобных путешествиях также с начала 1990-х годов.
Их также организовывали преподаватель,ученый-литературовед,литератор и известный
общественный деятель Виталий Станьял;краевед,этнограф и педагог из Моргаушского района
Евгений Ерагин (Ешентей),литераторы,художники,общественные объединения.Для ученых
Чувашского государственного института гуманитарных наук подобные поездки - это важная часть
их работы,научной деятельности.
Путешествия,действительно,очень полезны,познавательны и интересны для студентов,
школьников,молодежи и национальной интеллигенции,изучающих историю нашего народа.Без знания
своей подлинной истории нет национального самосознания,патриотизма и гордости за свою
нацию.
2.Эти путешествия познавательны также для изучения географии,общественных гуманитарных
наук.
3.Они воспитывают также чувство интернационализма,учат цивилизованному толерантному
общению с другими народами Российской Федерации,культуре взаимоотношений,дружбе народов
нашей большой страны.
4.Путешествия прививают навыки общения в группе.
5.Учат молодежь самостоятельному уходу за собой.
6.Для тех,кто собирается путешествовать в таких поездках на автобусе,надо знать,что
придется ехать и жить в стесненных условиях.Вести спартанский образ жизни при недостатке
воды и мытья в полевых условиях.Иногда в пути питаться сухим пайком.Поэтому надо иметь
крепкое здоровье.А людям со слабым здоровьем лучше воздержаться от таких групповых поездок
во избежание заболеваний и осложнений.

Просмотров: 752 | Добавил: mosentesh2 | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
Статистика