24 сентября в Чувашской государственной филармонии показали мюзикл "Нарспи". Показ приурочили к пятидесятилетию автора мюзикла - композитора Николая Казакова.
Успех мюзикла - в том, что среди его соавторов - выдающиеся личности.
В семнадцать лет, подростком, Константин Иванов написал поэму, которая издается, переиздается, ставится на сценах уже свыше ста лет. С хитом знакомы поколения. Если в нашей стране утвердится авторское право и когда-нибудь отыщется праправнук поэта, он станет мультимиллионером. Криминальная история о том, как юная женщина убила нелюбимого мужа во имя своей любви, соединяет бытовую трагедию и удивительную историю чувашского народа, в котором, как утверждают историки, еще лет за пятьсот до новой эры - во времена Геродота, был период матриархата, известный как "эпоха амазонок". Само слово "ама-син" современным чувашским языком переводится как "женщина-человек", "женщина-личность". Возможно, чуваши не приняли ислам потому, что в исламе женщине отводится второстепенная, подчиненная роль. Культ женщины воплотился в 46-метровой скульптуре Матери-покровительницы на берегу волжского залива в Чебоксарах.
Словом, есть в этой пьесе нечто, включающее генную память, которая, как утверждают ученые, не миф, а реально существующая вещь. "Нарспи" - история любви амазонки.
Пьеса юного гения Константина Иванова была переведена в либретто Борисом Чиндыковым, выпускником московского Литературного института, переключившися с повестей и рассказов на пьесы и песенные тексты в период, когда бум чувашской литературы стал сменяться бумом синтетического жанра - эстрады. Эстрада только выглядит как легкомысленное зрелище, на самом деле она сложнее литературы, музыки, театра взятых в отдельности, поскольку сочетает в себе их оптом. И сейчас, на самом деле, уже не столь важно, есть у чувашей свои литература, музыка, театр или нет, поскольку у чувашей бурно развивается собственная эстрада. А это значит, что молодежь поет и придумывает свои новые песни на родном языке.
Японцы, проиграв Вторую мировую войну, распустив армию, которой - по их новой послевоенной Конституции- не должно быть в их государстве, не перестали бороться за лидерство. Но учитывая ситуацию, свой национализм воплотили в лучшей технике, электронике, суперкомпьютерах. И благодаря им завоевали лидерство в мире, продемонстрировав, что такое приемлемый национализм в эпоху, когда человечество доперло до понимания: прогресс в изобретении новых видов оружия грозит глобальной катастрофой, и надо иначе выстраивать иерархию, не с помощью оружия, а с помощью новых идей.
Казаков - он тоже патриот своего родного народа, но его патриотизм - в музыке.
Без талантливой музыки Николая Казакова, который уже студентом Казанской консерватории становился лауреатом конкурсов, проводимых в стране (а страна - СССР - тогда была другая, в два с лишним раза крупнее по численности, и стать лауреатом в СССР означало примерно то же самое, что сейчас победить в чемпионате Европы), ничего бы не получилось. Но Николай Нилович не подкачал, вложил в постановку мюзикла талант и интерес к теме.
Число показов мюзикла - уже довольно солидное, но, как и прежде, зал оказался полон. Как всегда, зрители оценили музыкальный спектакль долгими овациями.
Роль Нарспи исполнила Александра Казакова, дочь композитора, бывшая участница легендарной, но распавшейся, группы "ТИН", популярная исполнительница чувашских песен. Звезда.