Гранты,
разумеется, необходимы. И денег на это много не нужно. Миллиона два – три для
республиканского бюджета – тыквенные семечки.
Для сравнения: пару месяцев назад РЖД потребовало от Правительства Чувашии на
перевозку нескольких десятков дачников около 100 миллионов рублей в год.
А что
важнее: помощь дачникам или же помощь
родной литературе?
Вопрос,
разумеется, риторический. Помощь дачникам – важнее. Потому что читающих родную литературу – мало, а с РЖД считаются
все.
Но, несмотря
на это, даже на два миллиона рублей можно существенно поддержать штаны
двадцати великим
критикам-переводчикам-литературоведам, выделив
им по 100 тысяч рублей. На пять миллионов можно облагодетельствовать пятьдесят гениев.
Хотя, если поскрести по интеллектуальным сусекам, правильнее было бы выдавать субсидии всем творческим людям. Без дифференцирования.
Можно выдавать
денежные субсидии даже рядовым писателям, как это, к примеру, делают в соседнем
Татарстане.
Ну, вот, к
примеру, что это
за профессия – литературный критик? Сейчас любая
критика, в том числе, разумеется, и литературная, вполне может при внимательном
рассмотрении быть квалифицирована как клевета, попытка личностной дискредитации,
а за это по нынешнему законодательству наказывают сурово.
Ну, написал,
к примеру, критик, что «писатель А. скучен, писатель Б. – занудлив, а творчество С. не
отвечает генеральной линии партии, а те взяли и подали на него в суд – за попытку
дискредитации. Предъявили многомиллионный иск за моральные страдания. За
потерю потенциальной прибыли от продажи книг. Ну, и т.д. И суд вполне может иск поддержать. Потому что «скучен,
занудлив» - эмоциональные, субъективные
оценки. Кому–то сюжет про репку и мышку – норушку не очень интересен, а кто-то
от него просто балдеет, читает и перечитывает.
Критика была
придумана адептами ВКП(б) для обеспечения идеологической чистоты творчества.
Писателей, художников, театральных деятелей,
композиторов, кинорежиссеров.
Критик – это был наделенный особыми полномочиями специалист, который точно знал, что можно,
а чего - нельзя. Посвященный гуру. Прокурор от искусства. Старший
товаровед творческих продуктов. Рекламный агент влияния. Спецназ.
Сатира в правовом
обществе приемлема, если не
касается персон. На уровне конкретности,
определяемом формулой «если кое-кто у нас
порой кое-где...». Зубодробительный «Крокодил» исчез с прилавков. Куда – то подевался чувашский сатирический
журнал «Капкан». При
коммунистах СМИ не церемонились, бичевали как хотели. Критика и литературоведение цвели буйным цветом, выгоняя с работы и загоняя куда Маккартни телят не гонял. Даже Тургая выперли с работы. А при
капитализме «критика» - дело наказуемое.
Гранты надо выдавать всем трудящимся на
ниве родной литературы, сеятелям и агрономам разумного, доброго, вечного. Всему
инженерному цеху. Не только писателям,
но и художникам, и деятелям театра, и архитекторам, и композиторам. Даже
хореографам. Пусть танцуют от радости. Впрочем, не знаю, как вы, но лично я не верю в благотворительность. Все, что делается реально интересного, делается вне грантов. Все, что делается на дотации, не заслуживает интереса, блекло, неизобретательно. Единственное исключение, только доказывающее правило - мюзикл "Нарспи", его автору, Николаю Казакову, 16 сентября исполняется 50 лет, а 17 сентября исполняется 76 лет другому корифею, художнику Правски Витти, который тоже творит вне грантов. Все, что заслуживает внимания, всегда противоречиво и является результатом преодоления стен и барьеров. А там, где появляется зеленая дорожка, она тут же упирается в красный свет. Не верю, что на грант можно написать "Тихий Дон", "Сто лет одиночества". Не верю и в то, что отсутствие литературы на национальном языке способно уничтожить народ: после разгрома Волжской Болгарии чуваши столетиями не имели своей письменности, но не растворились в истории, поскольку сберегли устную речь, свои песни, фольклор. Да и сейчас пишутся книги - союз писателей, которым руководит Михаил Юхма, издал 166 книг. На свои деньги! Самым известным писателем Чувашии сегодня является уроженец Канашского района Стас Садальский: он входит в тройку самых популярных российских авторов ЖЖ. Других в интернете просто нет: вставьте в поисковую строку фамилию 90 % чувашских писателей, поищите их книги, отрывки из романов, повестей, убедитесь. Когда многим нашим писателям предлагается возможность размещать свои книги в интернете, они с возмущением эту возможность отвергают: интернет не обеспечивает гонорары. Но беспечивает рекламу, контакт с читателями, обмен идеями, и все это само по себе стоит очень много денег. В разы больше суммы "бумажного" гонорара.
Казалось бы, писатели, мыслители, социальные инженеры, должны бы понимать, что за история приключилась с родной страной, с какими факторами непреодолимой силы пришлось столкнуться республике, и в меру своих немалых возможностей как - то попытаться разрулить трудную ситуацию, поддержать своих соотечественников, свой народ.
Нет, не придумали ничего лучше, чем комфортно путешествовать в " эмиграции".
б.лаптев
|