Продолжение интервью с кинорежиссером чувашских фильмов Владимиром Карсаковым
-Как сделаны другие ваши фильмы?
-Второй фильм у меня был по повести Юрия Скворцова «Суром хере» - «Дочь Сормы». Сорма – это река, и есть еще пять-шесть одноименных с рекой деревень.
Фрагмент фильма я три года назад возил и показывал на фестиваль фольклорно-этнографических фильмов в Йошкар-Оле, он очень понравился всем, хотя и шел вне конкурса. Лауреатом там стал фильм «Юман» - «Дуб».
…«Суром хере» - востребованный фильм, его можно даже рассматривать как фильм для школьной программы. Он до сих пор тиражируется и продается фирмой «Аксар».
Следующим был «Арбат» - молодежный фильм.
Потом я снял фильм по сценарию Николая Сидорова, впервые с актерами ТЮЗа. Работать с ними очень понравилось: люди ответственные, легкие, работают интересно.
А затем был фильм «Аннене «анне» теессе». Он вышел буквально в январе, посвящен моей матери. Благодаря этому фильму, я нашел, куда мне идти в чувашском кино, какие темы разрабатывать.
-И какие же?
-Я считаю, что у нас накопилось очень много зла. Его накоплению способствуют пьянство, распутство в деревнях, аборты, снижение уважения к старшему поколению.
Сейчас я разрабатываю следующий фильм, в его центре должны быть идеальные, очень сильные характеры, способные решать очень большие, глобальные проблемы для нации.
-Героические типы?
-Нет, я не хочу показывать героев, а хочу показать идеальные характеры.
Не чувашского Шварценеггера, который воюет и крошит врагов направо и налево, а нормальный характер, который проявляется и может побеждать в обычных бытовых ситуациях.
-Сложная задача.
-Да, сложная. Но у меня есть пример – мой отец. Я исследую его период. Слава богу, я много записал воспоминаний на видео об отце; просматриваю их, перерабатываю, встречаюсь с людьми, которые близко его знали. Но, естественно, кино не делается на истории одного человека.
Ищу характер, то, как он психологически создается.
Сегодня нужны борцы: сильные, устойчивые люди.
Многие реальные эпизоды, рассказанные отцом, я беру для фильма.
-Расскажите об его истории.
-В двадцать лет он ушел служить в армию. Началась война, отец попал в плен, бежал, был пойман и оказался в Бухенвальде.
Восемь лет оказались наполнены опытом войны, плена, штрафбата.
После победы он в штрафной роте служил старшиной; его не посадили, как многих военнопленных, ему повезло.
…Воспитание у нас было очень жесткое, тюремно-военное.
-Отец рассказывал вам о Бухенвальде?
-Постоянно.
-Что, в частности?
-Рассказывал, как фашисты в Бухенвальде замораживали евреев. Зимой их раздевали, складывали в кучу и из брандспойта обливали холодной водой. Узники - доходяги, в основном, ослабленные, истощенные физически чрезвычайно. Естественно человеческое желание как-то спастись: узники старались уползти, но вновь попадали под ледяную струю брандспойта.
Люди боролись до конца. Пирамида долго шевелилась, а к утру полностью застывала.
Отец рассказывал, как он выживал сам.
По утрам, когда пленных выводили на работу, два здоровенных охранника били их кнутами по спине и считали: «Айн, цвай, драй…». А он умудрялся через этих охранников проскальзывать без удара кнутом: те просто не успевали его ударить.
Он был очень шустрый, быстрый, это ему помогло.
Система - тюремная, фашисты специально насаждали стукачей, узники их ловили и расправлялись с ними.
В Бухенвальде действовала организация, созданная советской контрразведкой. Она строилась на особой системе конспирации. Во всей организации каждый боец знал лишь троих членов. Мой отец знал командира и еще двух человек, которые были его подчиненными. Следующий человек тоже знал моего отца, как начальника, и еще своих двух подчиненных. И так далее. В случае провала, организация не засвечивалась. Стукач мог, максимум, заложить троих.
В состав узников внедрялись разведчики, которые попадали как «пленные». Узниками приберегались любые предметы, которые можно было использовать в качестве оружия: железная палка, эрзац-мыло, жесткое, как камень, мыло - им запросто можно было оглушить человека. Отец рассказывал, как они прятали такое мыло в укромных местах.
В Бухенвальде готовили восстание, и оно состоялось. До прихода американцев Бухенвальд уже сам себя освободил.
…В плен отец попал вынужденно. Он служил в стрелковой пехоте, был командиром отделения охраны штаба. Когда под Киевом враг подошел близко, штаб полностью загрузился в автомобили и уехал, а отделение солдат осталось как прикрытие.
Отец рассказывал: «Фашисты едут на мотоциклах и стреляют из автоматов. А мои солдаты - ребята молодые, встали и побежали. Я им кричу, мол, не надо бежать, ложитесь!.. Немец сделал только одну очередь из автомата и сразу положил четверых молодых солдат. Они бежали не врассыпную, а кучно».
Вот так отец попал в плен. Его определили в Германию работать помощником у фермера. Выделили комнату, кормили. Это были обычные гражданские люди. Но отец подготовил побег и бежал, так он был воспитан. Его поймали и определили уже в Бухенвальд, в очень жесткий режим. Гоняли в каменоломни целый день, заставляли толкать тяжелую железную тележку, поднимать ее в гору. Иногда тележка, нагруженная камнями, срывалась и - как асфальтовый укладчик с массивными колесами - задавливала несколько человек. Выживать в жестком режиме было очень сложно. Отец болел цингой, желудок был испорчен баландой. Готовили ее просто: в большую бадью заливали из брюквы сваренную жидкость. Ложек не было, люди черпали ее руками.
От жесткого режима его спасли свои, русские узники. Переодели в одежду погибшего лагерника, одежду отца - одели на погибшего. У отца оказался другой номер, а в лагере все узники учитывались по номерам.
Так отец выжил.
Отец рассказывал, как узники самоорганизовывались, расправлялись с предателями-стукачами. Рассказывал, как делили кусок хлеба: пусть даже в бараке - человек двадцать, а кусок хлеба – маленький, всем этот кусок делили поровну.
Он и в мирной жизни потом соблюдал все эти привычки, обычаи, они проявлялись в эпизодах.
…После освобождения, когда проводилась фильтрация, отец попал как раз к своему руководителю: он уже носил форму майора и работал в составе в фильтрационной комиссии. Тот сказал: «Это - наш человек».
Отца отправили в штрафную роту, но - старшиной.
… Там, в Бухенвальде, все народы были. В лагере узники разных национальностей жили отдельно. Отец, естественно, жил вместе с русскими. Он рассказывал о том, как вели себя итальянцы, поляки, немцы…
Кстати, он уважал немцев и австрийцев, которые там сидели.
-Немцы тоже сидели в Бухенвальде?
-Да, немецкие коммунисты, ведь в Германии было много несогласных с режимом Гитлера; это – естественно: Германия - культурная, высокоразвитая страна.
-А за что он их уважал?
-За честность и порядочность.
-Вы сделаете документальный фильм?
-Нет, это будет фильм художественный. Мне важно показать характер, очень сильный характер.
-Почему тема «сильного характера» вам кажется актуальной?
-Она востребована для нас, чувашей. Мы очень разболтаны сейчас, очень разболтаны. Это видно на каждом шагу.
Вчера мы ездили на турнир борьбы керешу. Чувашская национальная борьба быстро развивается.
Я наблюдал, как ведут себя борцы. Большая разница. Татары чисто делают приемы, не бегают и не суетятся. Сидит борец, готовится, в глазах его – решимость, смотрит на противника, изучает. А наши борцы - суетятся.
Мы - как стадо, которое сбилось с пути. Нужны ориентиры.
…На турнир мы ездили с Николаем Федоровичем Угасловым, он точно такого же мнения. Говорит: «Надо воспитывать сильные характеры».
Угаслов - генеральный директор ЗАО «ТУС», строитель, состоятельный человек, меценат. Помог выпустить книгу «Чуваши Татарстана», поставить в Татарстане памятник Полоруссову-Шелепи, сейчас ставит памятник Ивану Яковлеву в его деревне; памятник уже готов, в марте его откроют. Предприниматель осознанно вкладывает средства в национальную культуру. Вчера ему исполнилось пятьдесят шесть лет.
Таких меценатов, заботящихся о национальной культуре, сбережении традиций, пока немного, но они есть, и их становится все больше.
Я снял на турнире сюжет, сделал репортаж, чтобы борцы посмотрели на себя со стороны.
Если удастся – репортаж покажут по телевидению.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream |