Яковлев Юрий Васильевич, научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук.
-Где, когда, в какой семье вы родились?
-20 января 1965 года, в деревне Салугино Ядринского района Чувашии.
Отец работал председателем колхоза «Выльский», потом – председателем сельсовета; мать сначала трудилась библиотекарем, затем - дояркой.
Отец, когда служил в армии, был танкистом, участвовал в венгерских событиях.
Рассказывал, что много там полегло.
В том числе – его друг.
В честь него он назвал меня Юрием.
Отец ушел из жизни в семьдесят три года.
Самый старший из мужчин был в деревне.
-У вас есть братья, сестры?
-В семье моих родителей - пятеро детей. Я - четвертый по счету. Старший брат - военный, полковник в отставке, сейчас занимается бизнесом. Младший брат – агроном, работает в Ядрине. Еще один брат – тракторист. Сестра – фармаколог.
-Школу закончили с медалью?
-Грамоты были, медали – не дали.
История меня подвела.
Мое представление об истории и представление о ней преподавателя - не совпали.
-В чем проявилась разница во взглядах?
-Я много вопросов ему задавал. По истории войны, в частности.
-Где вы учились?
-Я закончил филологический факультет ЧГУ, хотя в школе увлекался точными науками. Меня даже хотели определить в Чебоксарскую физико-математическую школу. Уже зачислили, но она - закрылась. Старший брат там выучился, а у меня - не получилось. После седьмого класса туда набирали, меня приняли, но…
Может, и к лучшему: потом я осознал, что точные науки – это не мое, мне ближе - филология. Она интереснее, чем математика: в ней больше души.
-Ваш сын – рисует, учится на художника. На стенах вашего рабочего кабинета – много рисунков.
Вы тоже в детстве рисовали?
-Нет, у меня на это не было времени.
Семья - большая, дома приходилось работать по хозяйству.
Я сначала ходил в Николаевскую восьмилетнюю школу – четыре километра туда, четыре - обратно. Потом ходил в Ходяшевскую среднюю школу, это еще дальше: каждый день туда семь километров, и обратно - семь. Четырнадцать километров каждый день.
-С такой подготовкой вы могли стать Олимпийским чемпионом по легкой атлетике.
-Такую подготовку тогда имели многие сельские ребята.
-…Когда вы окончили вуз?
-ЧГУ, русское отделение филфака, окончил в 1987 году.
-Где работает ваша жена?
-В тургеневской библиотеке, она библиотекарь.
-Сколько у вас детей?
-Двое: Савдей и Савнепи. Сын – студент. Дочь учится в одиннадцатом классе.
-Какими предметами она увлекается?
-Историей. Пишет рефераты. Ей нравится.
-Находите общий язык с детьми?
-Они - другие, и мы - другие.
Полного понимания не может быть: у нового поколения - совершенно другая культура, другое мышление.
Сын учится на худграфе, на втором курсе.
Я сказал ему: «Иди в каменщики», но он захотел стать художником. Я сказал ему, что это будет тяжелая жизнь: строители всюду требуются, а художнику гарантирована бедность.
Но у него рисунки хорошо получаются. Вот эти рисунки, что на стене, он сделал в шесть лет.
-А эта картина, «русалка», чья?
-Это работа Дмитрия Жукова, художника-самородка.
-Ваш сын, Савдей Юрьевич, уже проявил себя как интересный художник – аниматор.
-Да, он участвовал в выпуске мультфильма «Улып».
Это его совместная работа с семнадцатилетним Атнером Карсаковым.
Я не был в курсе, что они монтируют мультик. Перед фактом поставили меня.
Я посмотрел, мне понравилось, даже удивился. Хороший фильм, молодцы!
Без проблем, оказывается, можно запросто так взять и сделать. Все разговоры, что это технически сложно, они - пустые.
Если люди хотят, то добиваются своего.
-Опыт анимации будет продолжаться?
-Не знаю. Надо бы их как-то вдохновить. Нужен стимул.
Володя Карсаков дал им тысячу рублей на мороженое. Поощрил.
-На каких темах вы специализируетесь?
-Амбиции, замах у меня в юности были большие. Грех, наверное, но я думал, что охвачу своими научными исследованиями весь чувашский мир.
Видимо, не под силу это отдельному человеку: понять тайну народа.
-А есть тайна?
-Человек – это тайна, по Достоевскому. А о целом народе и говорить не приходится. Большая тайна, естественно.
Думаю все же, я приблизился к пониманию основных ее моментов.
-Вы имеете в виду тайну происхождения, эволюции?
-В том числе…
Чуваши - удивительный народ. То, что я прочитал и узнал о нем, убеждает: наш народ отличается от всех других.
-Чем же он отличается?
-Человечностью.
Вот в своем письме Ильминский написал Победоносцеву такую фразу: «…Хорошо тем, кто попадает в поле зрения чувашей».
Он – действительно другой, чувашский народ. Его представления - идеалистичны.
Эти качества сохранились, не потерялись.
…Хочу понять тайну народа. Почему он такой? Почему его искусство особое?
Бесконечные вопросы для размышления.
-В принципе, все народы - «другие», «особые».
-Да! Но культура чуваш отмечена сакральностью. Форма духовности у них - другая.
Об этом и академик Геннадий Никандрович Волков писал.
Частью сегодня это теряется, тем не менее, фундаментальные качества остаются, сохраняются.
Близость к природе, сочувственное, иногда - жалостливое отношение ко всему сущему. Стремление все вопросы решать без насилия.
Народ ориентирован не на победу, не на преодоление. Его отличает сострадание, внимание к природе, попытка войти с нею в резонанс.
По языку, форме духовности наша культура невероятно интересна, она дает возможность разглядеть ядро мира, понять его душу.
Сокровенные тайны – на каждом шагу.
«Хвель пахать», - чуваши говорят. На всех других языках: «солнце светит». Как лампочка. А по-чувашски – «солнце смотрит». Солнце – глаз неба.
В этой детали - метафора, очеловечивание всего сущего.
Это действительно древняя культура, которая интересна сама по себе, а не как заслуга каких-то личностей.
Чувашский язык, чувашский фольклор дают возможность постижения таинств, знаний о мире.
Примеров – масса.
Скажем, банальная строчка из песни: «…Уй варринче лаштри юман» - «Посреди поля дерево одно». Но почему не в лесу, а посреди поля? Чем отличается дерево в лесу и дерево в поле? Корневищем! В лесу корневище мало развито.
В любимой многими народной песне «Во поле березка стояла» есть фраза - «…некому березу заломати».
У чувашей ни в одной песне про «заломати» нет, немыслимо.
Совершенно другое отношение к миру, природе. Нельзя камень подвинуть без необходимости, сломать высохший сучок.
-Влияние зороастризма?
-Да, да. Камни тоже чувствуют, предметный мир дышит, живет.
Это близко к истине.
Огонь, вода, земля, воздух – первоначальные элементы мира. Откуда чуваши этого набрались?
Я с художниками больше общаюсь, с ними интересно, у них есть первоощущение материи.
Чувашский язык – адамический. Тот, который был в самом начале человеческой истории.
-Язык Адама и Евы?
-Да. Что ни термин, то – чувашское, по сути, слово-понятие. Эдем, Адам, Ева…
Ни в одном языке эти первые слова не содержат дополнительного смысла.
В чувашском – можно провести смысловые параллели.
«Эдем» – «человек». «Адам» – «а» и «там»: «вода» и «глина». Ведь, известно, первый мужчина был «слеплен» именно из них. «Ева» – «гнездо»…
Слова адамического ряда очень просто расшифровываются чувашским языком.
|