-Новое поколение рода - как вы можете его охарактеризовать?
-Оно очень талантливое, яркое, деятельное.
Миша Ефремов - замечательный совершенно артист.
Любочка, Любовь Михайловна Ордынская - очень хороший художник.
Василий Михайлович Толмачев - крупный филолог.
Мои девицы - совсем уже молодое поколение. Они пробуют что-то новое.
Если склад ума - не научный, тогда надо что-то выдумывать, не всем же быть учеными…
Единственно жаль, что фамилия Яковлевых ушла, хотя память о принадлежности к ней остается.
Меня папа приучил: в роду есть столпы, которых необходимо придерживаться. Есть нечто большое, великое, чему надо следовать, не снижая планку. Не в смысле жизненных успехов, а в плане поведенческих моральных критериев.
Я одобряю то, что делает моя средняя девочка, создавая фонд для детей- инвалидов, потому что их становится больше, и их необходимо адаптировать: им требуется специальное обучение, нужны отечественные методики. Да, есть, вроде бы, неплохие австралийские, американские, но обучение детей с отклонениями в развитии базируется, в первую очередь, на родном языке. Английский и немецкий языки - более легкие для восприятия ребенком, чем русский. Почему у нас, как говорит юморист Михаил Задорнов, смекалка хорошая: сложный язык развивает мышление! Соответственно, и методики должны быть другими, отечественными.
Дочь разработкой таких методик и занимается. Если это у нее получится, то будет замечательно.
-Сохранился ли в Москве дом, где жили супруги Яковлевы?
-Для ответа на вопрос надо посетить теперешнюю территорию дач на Соломенной сторожке, Ивановскую улицу, посмотреть, что там сейчас.
Я в тех краях была лет двадцать назад, и что там уцелело при теперешнем интенсивном строительстве в Москве, точно сказать не могу.
В целом я Москву знаю хорошо, это одна из моих специализаций - москвовед.
Если дом сохранился, что проблематично, то имеющиеся в архивах фотографии с запечатленными на них архитектурными деталями здания могут подтвердить идентичность.
Этих деталей вполне достаточно чтобы узнать дом. Ведь дачи строились в начале двадцатого века, все имели свое лицо.
По описаниям Мерцаловой, можно восстановить облик данного места.
-После отъезда из Симбирска Яковлев проживал только в Москве?
-Я слышала также, что Яковлев какое-то время жил в Питере у среднего сына, Николая.
-Что известно о сыновьях просветителя?
-Алексей – историк, жил в Москве, работал в МГУ, ему принадлежат интересные исторические труды. Алексей Иванович был женат на дворянке Померанцевой.
Алексей - крайне интересен как личность. Дружил с известным адвокатом Плевако, с детства был в достаточно приятельских отношениях с Владимиром Ульяновым-Лениным: по возрасту они близки.
Семьи Яковлевых и Ульяновых дружили, потому что Симбирск был не очень большим городом, а главы семейств оказались сослуживцами, увлеченными одним делом.
У них имелась общая черта, которая не могла не сблизить: оба - и Иван Яковлевич, и Илья Николаевич - были «инородцами». Там, в Поволжье, очень мощный «этнический котел».
…Их связывало то, что в высшем симбирском обществе оба были слегка чужаками.
Судя по потомкам дворян, которых я встречала, у них даже сейчас у всех есть такой небольшой, слегка уловимый момент возвышенности над другими.
…Некоторая отчужденность должна была их сблизить.
Известно: в момент смерти Ильи Николаевича Ульянова его дети Анна, Дмитрий и Маняша находились в семье Яковлевых.
Когда большевики начали давить на Яковлева, Ленин выступил в его поддержку. Это известно. Знаменитое письмо в его защиту было написано после того, как к Ленину прибежал Алексей: «Папу обижают».
Второй сын Яковлева, Николай, после Великой Отечественной войны, уже в пожилом возрасте, оказался во Франции, там он и умер.
Николай в молодости был пианистом, но травмировал руку и играть не мог, стал заниматься инструментом как механик. Работал в Питере на фортепианном заводе Шредера в качестве инженера-механика, потом создал свою фабрику фортепьяно, еще до 1917 года.
В письмах из лагеря его сестра Лидия Ивановна очень беспокоилась, спрашивала: «Как там Коля, что с ним происходит?» Боялась, что на него могут пойти репрессии как на хозяина фабрики, буржуя.
…После Отечественной войны он эмигрировал. Детей у него не было.
Во Франции Николай жил у племянницы Натальи, дочери Алексея Ивановича, у которой остались дети, внуки, правнуки, линия - достаточно мощная. Французские потомки Яковлева периодически общаются с Чувашским государственным университетом. Все они добились во Франции успеха. Например, среди них есть женщина - профессор Сорбонны.
Но сведений о них - не так много. Сказался «железный занавес»: шестьдесят лет сведений не имели.
В начале восьмидесятых годов Наталья - она была уже пожилая – написала письмо в Россию.
Тетя Катя - специалист по английскому искусству, она даже читала лекции в Оксфорде - очень радовалась, что «Наташа появилась на горизонте».
В девяностые годы в Россию приезжала то ли внучка, то ли дочка Натальи.
В Чебоксарах при университете есть музей И.Я.Яковлева, в нем очаровательные специалисты работают. У них имеются координаты французских Яковлевых.
-А что известно о московских детях Алексея Ивановича?
-Иван и Ольга были профессорами. Иван Алексеевич - математиком и физиком, доктором наук. Ольга Алексеевна - тоже связана с точными науками.
Они жили в Москве в районе Комсомольского проспекта.
…Про такого масштаба семьи можно рассказывать много.
Очень интересное сплетение родовых линий.
Например, у зятя Ивана Яковлевича был двоюродный брат Сергей Владимирский, который в Москве работал до революции главным инженером Алексеевской водокачки, снабжавшей водой Крестовские башни. На этой же водокачке и в то же время начинал работать отец моей матери!
Вот такое случайное совпадение.
Если просмотреть генеалогические линии русского дворянства, то их пересечения получаются очень интересные. Радищев приходится троюродным племянником Фонвизина, а его внучатым племянником является Грибоедов.
Вот такая каша!
Если начать разбирать русских писателей, то получится, что через пять человек они все - родственники.
-Как вы, историк, оцениваете значение личности Яковлева?
-У меня впечатление, что он сыграл роль даже большую, чем просто роль просветителя.
Ведь что получилось.
Все знают о Гумилевской теории пассионарности.
Получилось, что Яковлев дал - я смотрю достаточно внимательно на то, что происходит в Чувашии – своему народу пассионарный толчок.
Вот что он сделал.
Он народу, который на момент его появления находился в состоянии гомеостаза, дал толчок и определил направление развития.
Теория Гумилева – если внимательно посмотреть на происходящее в мире – она очень верна. Сейчас мы имеем результаты пассионарных толчков, произошедших в районе Средиземного моря – Израиле, Палестине, Албании - и в районе средней Волги.
Волжский пассионарный толчок совершил именно Яковлев.
…Что такое состояние гомеостаза?
Когда народ проходит свой этнический цикл и при этом не уничтожается, не аннигилирует каким-либо образом, не поглощается полностью другим народом, то он впадает в состояние гомеостаза, из которого когда–то вышел и начал подниматься. В состояние максимальной близости с природой. Он живет в природном ареале, пользуясь примитивными орудиями труда, строя примитивные жилища. Так живут любые хищные звери, где есть вожак и стая: строят гнезда или роют себе норы.
Гомеостаз – начало общественного строя. Не первобытное состояние, но и не состояние гомо сапиенс. А ситуация, когда люди живут в природном ареале, никак его не нарушая, не выжигая гектары под посевы, обрабатывая то, что дает природа, не аннигилируя.
В такое состояние впадает этнос, который вырос, прошел свою историю и сошел с исторической сцены.
Для того, чтобы пойти по новому витку, этносу – по теории Льва Гумилева - нужен определенный толчок, накопление внутренней энергии, пассионарности, которые бы позволили начать новое движение на расширение ареала обитания, на улучшение своих способностей, развитие культуры, повышение своей значимости и так далее.
Именно такой пассионарный толчок и был дан Яковлевым.
Благодаря ему, народ осознал себя как этнос, начал развивать себя и двигать.
Как дальше пойдет развитие чувашского народа - трудно предположить, всякое может быть. Может так дальше двинуть, что мало не покажется.
По-всякому бывает.
…Но Яковлев дал этот толчок очень необычным способом.
Обычно пассионарный толчок дается личностями, которые начинают завоевывать другие земли. А тут был интеллектуальный толчок, что-то новенькое.
Очень интересно!
На фоне исторического развития аналогов я не вижу. Я немножко занималась этим вопросом, теорией пассионарности. Аналогов нет в истории.
-Насколько идеи Яковлева и Ульянова повлияли на Ленина?
-Думаю, что идеи очень глубоко религиозных Ивана Яковлевича и Ильи Николаевича никоим образом не могли повлиять на атеиста Ленина.
…Сам по себе пассионарный толчок не завязан на религию. Проблема в том, что его пытаются завязать на нее: каждый пассионарий должен нести какой - то флаг. Но дело в том, что система, которую внес Ленин с революцией, не является пассионарным толчком. Она является изначально утопической системой, приводящей к аннигиляции этноса. Так, в частности, аннигилировались айраты, на том же идеологическом замесе был осуществлен переворот амиядов в древней Персии. Идеи там - те же самые, коммунистические.
-Разве социализм не поддержал российские нации?
-В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Идея социализма - великолепна. Но идея – это философское построение. А воплощают ее люди. Которые имеют слабости.
Сама идея – хороша, но в практике ее реализации не учитываются некоторые очень важные параметры.
Все дело – в пропорциях, системе сдержек и противовесов.
Вот шведский социализм: по теории, вроде бы - «не то», а на поверку получается – то!
И волки сыты, и овцы целы.
Да, в истории есть и черное, и белое. И замазывать историю – не следует.
То, что в истории было, сделать не бывшим нельзя, можно просто проанализировать. Сказать, что все было плохо – тоже неправильно.
В 1917 году огульно зачеркнули то, что было, и получилась гадость, потому что есть поговорка: если выстрелить в прошлое из пистолета, оно выстрелит из пушки.
А в 1917 году в прошлое начали стрелять из пушек.
Любая смена строя невозможна без перемены психологии, перестройки сознания.
А это возможно, только если есть поступательное движение - от предков к потомкам.
Только в этом случае есть прием чего-то нового, развитие.
А если преемственности нет, то на пустом месте строить трудно, получается фальшь.
По-моему, я права.
-Вы сказали, сейчас назревает новый пассионарный толчок в Поволжье…
-Он не назревает, он уже идет.
-С учетом того, что любой процесс может происходить по-разному, как сделать так, чтобы минимизировать негатив и повысить уровень цивилизованности, общественной полезности процесса?
-Для того, чтобы было как можно меньше зла, нужно, чтобы народ был образован.
Если люди обладают знаниями, они могут мыслить, двигаться в позитивном направлении, с ними можно договориться.
Если люди не обладают знаниями, но обладают только желаниями, то договориться с ними невозможно.
Можно пойти на поводу у эмоций, а можно – на поводу у мыслей.
Яковлев начал с самого главного: с просвещения, образования.
Он выбрал верное направление.
|