Сметная стоимость социального центра – более 13 миллионов рублей. Центр – структурное подразделение нашего предприятия. В центре работают продавщица, уборщица, сторож, администратор. Пока четверо. Но должно быть порядка десяти человек: и тренер нужен, и фельдшер, другие специалисты. Мы пробурили артезианскую скважину, чтобы в деревне была чистая вода. Проложили уличный магистральный водопровод, его длина – около километра. Провели воду в жилые частные дома. Построили инженерные коммуникации, сборник стоков, двухступенчатую фильтрацию, установили песчано-гравийные фильтры. Подвели природный газ, электроснабжение. Сейчас там тепло, светло, уютно. Занимаемся озеленением. Оградили - по согласованию с сельской администрацией - брошенные, неиспользуемые земельные участки, перекопали их, завезли земли, торф, перегной, посеяли газонную траву. Только семян газонной травы закупили на девять с половиной тысяч рублей. Разбили клумбу, уложили тротуар, установили фонтан, пустили рыбок. Очень красиво получилось. -Молодежь в селе есть?
-Есть, но в основном, молодые ездят зарабатывать в Москву, Нижний Новгород, другие города. К сожалению, о бурном развитии сельского хозяйства сегодня говорить не приходится. Внимание со стороны государства, можно сказать, никакого. Одни слова, одни обещания. Предприниматели занимаются сельским хозяйством на свой страх и риск. Вырастишь урожай – а девать его некуда. Ищем потребителей, звоним…Овечью шерсть, чесаную, обработанную продаем за сорок рублей килограмм. Система такая: государство только смотрит сверху и говорит: «Давай налоги». И все. Минсельхоз не занимается реализацией продукции. Считаю, сократить его на четыре пятых – будет нормально работать. Совершенно не нужен. Администрацию района сократить в такой же пропорции - нормально будет работать. Животноводческих ферм в районе раз в двадцать меньше, чем в советские годы. Чем занимаются главный зоотехник, главный агроном, остальные, если не отвечают за реализацию продукции? Вот в этом году сена много уродилось. Я говорю: «Давайте-ка, ребята, обзванивайте, может где – то в засушливых местах сено кому-то нужно». Ответ таков: «Ищите в интернете». То есть: «Вы нам не нужны, нас ваши проблемы не интересуют. Вы только налоги платите».
Совершенная дикость! А любая регистрация бизнеса – только за деньги. Замучаешься регистрировать право собственности. Право о предоставлении земельных долей было предоставлено еще при Ельцине, но до сих пор - препоны. И земля стала не нужной: зарегистрировать ее не могут. Мучаются люди, бросают земли. Те, которые вблизи города, еще раскупаются, а те, которые далеки от инфраструктуры, зарастают бурьяном.
Упрощать нужно регистрацию прав собственности на недвижимость, фермы, мастерские, гаражи, землю, чтобы развивать сельское хозяйство, сохранить колхозы, которые на грани. Все бюрократические услуги - платные, и за большие суммы. Молодежь ездит зарабатывать в российскую армию мыть гальюны, чистить картошку, рыбу… Денег привозят оттуда по шестнадцать тысяч рублей наличными - за две недели. Работают в армии кухарками. Они плевать не хотели на сельское хозяйство. Мы же в армии служили как? Нас родители отпускали в армию с надеждой, что там парня обучат нужной профессии, в том числе он сможет и картошку чистить. Сейчас этого нет. Как они будут воевать, если им нужны повара и кухарки? Если уж мы берем что-то из американского образа жизни, то все нужно менять, все делать по – американски. Только тогда это будет действовать. Недавно перевели милицию на полицию. А ничего не поменялось. Потому что все надо делать как у них. Шерифа надо избирать принародно, и его будут уважать, шериф будет защищать народ. Только тогда полиция будет полицией. Старост надо выбирать в деревнях, пусть староста пользуется правами шерифа. Тогда будет порядок. Попытки Медведева, Путина, других реформаторов наладить порядок ни к чему не приведут без подключения народа. Стараются Медведев и Путин, хотят хорошо для людей сделать, но без народа это не получится! Надо возрождать декларированный принцип самоуправления народа.
-А кто сейчас в деревне главный?
-По закону – местное самоуправление главное. Но реально местного самоуправления нет. Есть администрация, государственный орган. Администрация выдает справки, следит, контролирует работу учреждений образования, культуры, здравоохранения. Но не вмешивается в их деятельность, потому что эти учреждения – федеральные. Получается, в общем и целом ничем конкретно администраторы не занимаются. Рабочих мест не создают. Раньше сельская администрация хоть уборкой урожая занималась. Сейчас ее интересуют лишь проблемы сельского интерьера: чтобы крапива не росла у дороги, дрова не валялись где попало. Власти в деревне нет. Принцип самоуправления надо возродить и укрепить. В каждой деревне должны быть выбранные старосты. Так было всегда. Люди сами собирали деньги для содержания старосты. Сейчас народ не объединен вокруг кого-то или чего-то, каждый сам по себе. Выживай как хочешь, влачи… Сумбур вместо музыки. Живем в надежде, что все изменится к лучшему. Сколько лет ждем – становится хуже и хуже. Народ вымирает в России. Эпидемий тифа нет, войн нет, а народ вымирает. Отчего вымирает? Веры нет в будущее.
-Вы женаты вторым браком.
-Да, так получилось. От второй жены у меня дочь, ей десять лет, пошла в пятый класс. Но перед первой семьей мне краснеть не приходится. Сыну передал фабрику, дочь работает там же, помог ей открыть магазин. Другому сыну построил дом в деревне. Правда, у сына в деревне не заладилось. Но дом остался. Будем использовать его как жилье для сельских специалистов. Нам очень нужны зоотехник, бухгалтер, животноводы. Покупаем брошенные дома, приобретаем права собственности – сейчас купили три. Обустраиваем, ремонтируем их, чтобы там приглашенные специалисты жили и работали. Проблема с кадрами. С района нам предлагают: «Можем направить узбеков». Я говорю: «Согласен». Но как-то надо своими кадрами обходиться. Хотя, если кухарка, подрабатывая в военной части получает тридцать тысяч, зарплату, о которой дипломированный сельский специалист, получающий семь-восемь тысяч, может только мечтать, то для чего тогда учиться и получать образование? Нужно только тупеть и будешь лучше жить. Хочу все же убедить сельчан, что можно заработать и в деревне. Мои механизаторы получают десять – двенадцать тысяч. Хотим наладить производство валенок, возделывание шкур, заготовку мяса. Все это непросто делается, нужно целенаправленно и много работать. Плохо налажен сбыт, в результате приходится продавать оптом и по низким ценам. Из Татарстана и Нижегородской области приезжают закупщики, у них торговый конвейер налажен. У нас пока такого конвейера нет, продаем по-дешевке. Деревня привлекает горожан природой, чистым воздухом, лесными дарами. Поговариваем о туризме. Чтобы привлечь туристские потоки, облагораживаем территорию. Убрали торф из высохшего болота, сделали хорошее озеро. Планируем поставить там домики. Все нужно пробовать. Крупное производство пока строить не собираемся, на это очень большие деньги требуются. Крупные предприятия в деревне и не нужны. Им необходимы крупные землевладения, комбайны, другая техника. А нужны селам предприятия поменьше, как в Европе. Тогда местные жители смогут найти себе надежный источник дохода.
-Кроме вас есть еще предприниматели из села?
-Да, есть. Известный предприниматель Тихонов занимается электромонтажом. Неплохой парень. Есть другие. Их бизнес в основном сосредоточен в городе. Село их интересует меньше. Но, думаю, интерес будет расти.
-Чем занимается ваша десятилетняя дочь?
-Пока, как многие ее сверстницы, учится в музыкальной и художественной школах. Кем она будет – не знаю. Говорю ей: то, что я строю – для тебя.
-А будет ли прибыль от ваших сельских проектов?
-Не все делается для прибыли.
Около дома люди сажают зелень – не для того, чтобы получить урожай. Просто посмотреть – уже приятно. Мужчина женится для чего? Не для того же, чтобы получать прибыль от своей жены. Нет, женится для того, чтобы жить с нею хорошо, весело, счастливо. Многие вещи люди делают вовсе не для прибыли, а чтобы чувствовать себя счастливыми. Но о прибыли думаем тоже. В нашем магазине хотим сделать сауну, например. На поддержку социальных проектов нужны деньги, их надо зарабатывать. Хотим в перспективе передать району фельдшерский пункт и библиотеку - за символическую оплату один рубль в месяц. Молчат пока, не осмеливаются: там же надо платить за отопление, другие сервисы. Я себя успокаиваю и других: мы делаем это для себя. Коммерцию будем поддерживать за счет городского предприятия. Другого нет выхода.
-Правила вашей жизни? -Мне хочется чтобы внутри меня было комфортно. Когда я учился в пятом и шестом классе семья была малообеспеченная. И мне помогали. Выдавали бесплатно кирзовые сапоги, школьные костюмы.
Синий, мягкий, теплый школьный костюм с начесом остался в душе. И то, что я сейчас делаю для своей деревни, я возвращаю ей тот свой детский долг. Мне сельчане тогда помогли. Теперь я имею возможности помочь сельчанам и делаю это. Почему бы и не делать? Всего я не съем, не унесу. Ноги - бегают, голова - работает, руки - крепкие. Значит, надо делать, делать и делать, время зря не прожигать. Построили четыре пруда в деревне. Один - там, где был карьер, в который сбрасывали мусор. Теперь в деревне Нижняя Кумашка появился красивый зеркальный пруд.
Построили чистый пруд в Верхней Кумашке. Еще два пруда – на речке. Водопровод, артскважина …- нелегко, но интересно. Люди довольны. Но слышал и такое: «Зачем он мне, соцкультцентр? Кто туда будет ходить?» Да, ему он, наверное, не нужен. У него - машина, он работает в другом селе, привозит оттуда продукты. Но не все же так могут. Старым, пожилым нужен магазин в своем селе. Люди приходят в центр, он им необходим.
Помогать людям – выгодно экономически. Мне в моей жизни это очень помогает. Отношение к работе моих сотрудников улучшается. Мне ими легче управлять, когда такие условия созданы. Вложенные деньги помогают найти квалифицированных специалистов, привлечь их. Мне легче уговорить животновода приехать и работать. Люди часто соглашаются на меньшую зарплату, если имеют рядом комфорт. Конечно, все инвестиции возвращаются. Балетный класс, сауна, тренажеры, библиотека, интернет, свой сайт kumashka.ru, болото, превращенное в озеро, магазин – все имеет свой смысл.
-Какие цели ставите?
-Хочу агрофирму построить. Нужно пробить в план асфальтирование дороги. Собираем документы и готовим книгу «История деревни Верхняя Кумашка и окрестных селений Атаевской волости Курмышского уезда». Будем пополнять краеведческий музей.
-Чем занимались ваши предки? -Среди них были кузнецы, лесники. У нас в деревне были три водяные мельницы.
-Что думаете об истории: сохранится чувашский народ или растворится?
-Если смотреть очень далеко, то наверное, растворятся многие малые народы. Может, даже и русский народ исчезнет, вполне может быть: пока русские точно так же себя губят.
Татары, мусульмане могут остаться – у них и вера другая, более практичная, и менталитет другой. «А куда делся советский народ?» - иногда слышу такой вопрос, на который трудно найти ответ. Был советский народ, триста с лишним миллионов, и потерялся. Пока наша власть ничего не делает, чтобы защитить свою национальность. Надо защищать!
Татары в паспортах указывают свою национальность, считают необходимым, а чуваши – нет. Вот в своем паспорте сделал вкладыш, обозначающий, что я - чуваш. Вкладыш никому не вредит. Сейчас у нас активно работает Фонд развития суваро-чувашской нации «Сувар». Организация – некоммерческая. Но это инициатива снизу. А что мешает президенту и правительству Чувашии сделать шаги в поддержку? Что плохого в том, что дети будут знать свои корни? Наоборот, это знание будет укреплять людей. А если нет ни знания истории, ни знания языка и своей этнической культуры, то люди теряют стержень, превращаются в маргиналов. Я говорю своим детям: «Сохранив свой язык, вы будете первосортными чувашами. Но забыв свой язык, вы никогда не станете первосортными представителями другого народа. Всегда будете второсортными». В НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ
|